Трудовая миграция в России в 2021 году: проблемы и регулирование

Естественная убыль в России превышает естественный прирост населения. Нас потихоньку становится все меньше. В последние годы за счет мигрантов население РФ сокращается не так стремительно. Но можно ли считать это достойным выходом из положения? Как решаются проблемы миграции в России в 2021 году?

Конечно, в связи с распространением коронавируса COVID-19 и последующими за ним карантинными ограничениями, количество мигрантов значительно снизилось. Однако этот фактор повлиял на рост нелегальных мигрантов.

Трудовая миграция в России в 2021 году: проблемы и регулирование

К нам приезжают

Россия находится в первой пятерке стран, привлекающих мигрантов, наряду с такими странами, как США и Канада.

Но если в западных странах нуждаются в квалифицированной рабочей силе и претенденты проходят суровый отбор, то в Россию едут на заработки зачастую люди без образования, без знания русского языка и вообще без какой-либо квалификации. Такая тенденция притока дешевых рабочих рук из стран Средней Азии и Закавказья существует с начала 2000-х.

Экономические проблемы

С одной стороны, приток иностранцев, не требующих больших зарплат, позволяет выдерживать конкуренцию на рынке, удешевляя процесс производства, но с другой — все заработанные деньги пересылаются в семью и тратятся за ее пределами.

Бóльшая часть приехавших работников – нелегалы. А это означает, что работодатели наживаются на их труде и не делают никаких отчислений в бюджет. Кроме того, если есть дешевая рабочая сила, нет потребности внедрять новые технологии и развиваться.

Безработица

Есть мнение, что потребность в иностранной рабочей силе в России сильно преувеличена. Выходцы из бывших союзных республик создают проблемы с работой местным жителям. Труд иностранцев оплачивается так низко, что ни один россиянин просто не сможет выжить на такую зарплату, не говоря уж о содержании семьи. Выгодно это только работодателям.

Трудовая миграция в России в 2021 году: проблемы и регулирование

Культурные проблемы

В некоторых регионах мигрантов так много, что они создают целые отдельные поселения и это затрудняет их ассимиляцию в российском обществе. Россия должна решить проблему с демографическим кризисом.

Но населять свои территории людьми, не являющимися носителями русской культуры, порой не знающими языка — значит подвергать опасности социально-культурные ценности страны в какой-то степени.

Каков будет среднестатистический россиянин через десять-двадцать лет?

Внутренняя миграция

В России плотность населения неоднородна. Все желающие заработать стремятся в большие города: так советует и наука о миграционных явлениях, и простой здравый смысл.

Огромные территории на севере и востоке скоро придется осваивать заново. Люди покидают обжитые места, потому что не видят перспектив, небольшие населенные пункты, потеряв градообразующие предприятия, быстро деградируют.

В них остаются те, кто не может уехать, или те, кому все равно.

Миграция из страны

Население России сокращается не только из-за естественной убыли. Люди с востребованными профессиями всеми силами стремятся обосноваться в Европе и Америке.

Пока квалифицированные, грамотные, трудоспособные россияне, не нашедшие себе достойного применения в родной стране, переезжают за границу, их место занимают малоквалифицированные строители и разнорабочие из стран ближнего зарубежья.

Трудовая миграция в России в 2021 году: проблемы и регулирование

Решение проблем

Проблемы миграции в России в последние годы решаются на законодательном уровне. В 2014 и 2018 годах был принят ряд законов, изменяющих порядок нахождения в РФ иностранцев. Все они уже вступили в силу.

Тесты

Всем, кто желает устроиться на работу в России, нужно будет сдавать экзамен на знание русского языка, истории и законов РФ. Таким образом российские власти хотят повысить образовательный уровень мигрантов и увеличить поступления в бюджет. С 1 июня 2015 года все иностранцы-водители коммерческого транспорта должны иметь права российского образца.

Въезд – только по загранпаспорту

Всем гражданам стран СНГ для въезда в РФ теперь нужен загранпаспорт. Не принято окончательно решение только по Украине, вернее, отложено на неопределенный срок. Увеличился размер госпошлины на оформление документов в ГУВМ МВД.

Патент на работу

Вместо разрешения на работу теперь выдается патент, причем он действителен только в том регионе, где был получен. Раньше такие патенты выдавались только для работы на физических лиц, теперь же они оформляются и для трудоустройства у юридического лица.

Чтобы оформить такой документ, нужно пройти медкомиссию, сдать экзамены, получить ИНН и медицинскую страховку, и все это за 30 дней с момента въезда в страну. Поучаствовать в оплате всех этих процедур предлагается работодателям, если они действительно заинтересованы в работнике.

Ужесточились наказания за использование нелегальной рабочей силы. Нелегалам, длительно нарушающим миграционный режим, может быть закрыт въезд в РФ на срок до 10 лет.

Привлечение российских работников

Еще один новый проект предусматривает выплаты субсидий из федерального бюджета тем работодателям, которые будут принимать на работу не иностранцев, а граждан РФ из других регионов. Это позволит сократить уровень безработицы и заменить внешнюю трудовую миграцию на внутреннюю. Приоритет получат так называемые особые экономические зоны.

Программа переселения соотечественников

С 2007 года работает программа по переселению соотечественников, позволяющая на упрощенных условиях получить российское гражданство. Основным критерием является знание русского языка и культуры. Выделен ряд регионов, особо нуждающихся в новых жителях. Чтобы простимулировать переезд в такие регионы, государство готово платить «подъемные».

Как проверить «черный список» мигрантов ГУВМ: видеоинструкция

Трудовые мигранты в России в 2021 году: статистика и регулирование

Елена Попкова Обновлено: Янв 10, 2021

В стремлении к улучшению условий жизни граждане пересекают границы стран и регионов, переезжая на новые места жительства. Около 5 миллионов жителей России ежегодно переселяются в более благополучные регионы. В РФ же прибывают более десяти миллионов человек из стран ближнего зарубежья.

Понятие трудовой миграции

Трудовой миграцией называют переезд граждан в другой город, регион или за пределы государства с целью поиска работы с достойной заработной платой. Помимо оплаты целью может быть самореализация человека в определённой области.

Выделяют внешнюю и внутреннюю миграцию:

  1. В процессе внешней миграции (иммиграции и эмиграции) граждане одной страны переезжают жить в другую. Иногда иммигрантов привлекает социальная программа государства, в котором они собираются жить на пособия.

    Но чаще всего переезд связан с возможностью трудоустройства на высокооплачиваемую должность;

  2. Внутреннее мигрирование представляет собой изменение места жительства внутри своей страны: переезд из села в город или наоборот, переселение в другой регион.

Трудовая миграция в России в 2021 году: проблемы и регулирование

По другим признакам выделяют следующие виды миграции:

  • Легальная и нелегальная;
  • Постоянная (гражданин переезжает на новое место жительства безвозвратно);
  • Временная (краткосрочная — менее трёх месяцев, долгосрочная — от 3 до 12 месяцев). В краткосрочном варианте различают сезонную, челночную и вахтовую миграцию;
  • Регулируемая и нерегулируемая государством;
  • Добровольная и вынужденная.

Переезд с целью поиска работы осуществляют как неквалифицированные работники, так и профессионалы в различных сферах.

Причины трудовой миграции

Среди причин переезда трудоспособного населения выделяют экономические и неэкономические.

К экономическим относятся:

  • Низкая оплата труда;
  • Отсутствие рабочих мест;
  • Невозможность устроиться по профессии или на желаемую должность;
  • Отсутствие перспектив для карьерного роста.

Большое количество трудовых мигрантов появляется после закрытия градообразующего или другого крупного предприятия регионального значения, когда сразу сотни людей оказываются без работы.

Среди неэкономических причин выделяют:

  • Сложную политическую ситуацию;
  • Плохую экологию;
  • Вооружённые конфликты;
  • Религиозные взгляды;
  • Расовую принадлежность.

Причины передвижения трудовых ресурсов внутри Российской Федерации:

  1. Разница в экономическом развитии регионов: уровень оплаты труда, наличие рабочих мест, производства или сельского хозяйства;
  2. Нехватка или избыток квалифицированных или неквалифицированных сотрудников.

Наиболее привлекательны экономические центры — Москва и Санкт-Петербург. Здесь постоянно есть потребность в кадровом составе различного уровня, есть возможность сделать карьеру. Кроме того, людей привлекает развитая инфраструктура регионов.

Привлекательность России для иммигрантов

По мнению российских иммигрантов, в большой стране много возможностей, чтобы заработать и содержать семью.

Массовый приток в страну неквалифицированной рабочей силы связан с возможностью дать работу дворникам, грузчикам и разнорабочим.

Такие профессии оплачиваются невысоко, но даже этот доход значительно превышает уровень заработной платы на родине. Миграции также способствует отсутствие языкового барьера.

Для высококвалифицированных специалистов привлекательны российские технологии.

Причины трудовой эмиграции Россиян

Среди факторов, которые заставляют россиян переезжать в другие страны, выделяют:

  1. Потребность в профессиональном росте. Особенно это касается жителей регионов, перед которыми стоит вопрос переезда в столицу или за границу.

    Также в зарубежные страны уезжают учёные, труд которых там ценится выше, чем на родине;

  2. Усложнившаяся политическая ситуация в связи с наложенными на Россию санкциями;
  3. Экологическая обстановка и невысокая продолжительность жизни. Трудоспособное население, которое уезжает по этой причине, эмигрирует в Израиль или Японию.

Помимо названных проблем существует мнение, что в европейских странах уровень безопасности и социальных гарантий выше российского, поэтому есть отток из страны и по этой причине.

Преимущества и недостатки трудовой миграции

Переселение трудоспособных граждан влияет на экономику обеих стран как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Преимущества миграции для государства-донора:

  • Уменьшение количества безработных;
  • Понижение уровня конкуренции на трудовом рынке;
  • Снижение государственной нагрузки в плане социальных гарантий;
  • Прирост денежных средств в стране за счёт перевода родственникам.

Недостатки оттока трудовых ресурсов из страны:

  • Уменьшение поступления налоговых средств;
  • Отъезд квалифицированных кадров, их нехватка и необходимость подготовки новых;
  • Уменьшение численности населения.

Положительные моменты для принимающей стороны:

  • Увеличение численности населения;
  • Развитие технологий и снижение затрат на образование при иммиграции специалистов и учёных;
  • Увеличение налоговой базы;
  • Достаточное количество рабочих для выполнения тяжёлого труда.

Отрицательные стороны для государства-реципиента:

  • Повышение конкуренции на рынке труда, чаще всего не в пользу местного населения;
  • Снижение уровня заработной платы в связи с готовностью мигрантов к дешёвому труду;
  • Зависимость некоторых сфер от труда иммигрантов.

Преимущества и недостатки варьируются в зависимости от конкретно взятой страны, а также экономической, политической и социальной ситуации в ней.

Трудовая миграция в России в 2021 году: проблемы и регулирование

Статистика трудовой миграции в России

Данные о количестве иностранных граждан, приезжающих в Россию для заработка, сообщает Росстат. Большое количество трудовых переселенцев устраиваются на работу нелегально. На законных основаниях работают иностранные граждане, получившие вид на жительство или временную регистрацию на срок, превышающий 9 месяцев.

Количество иностранных граждан, работающих в России

Большую часть иммигрантов в РФ составляют граждане бывшего СССР.

В таблице представлены данные по количеству прибывших иностранцев в 2021 году.

Государство Количество мигрантов, млн.чел
Украина 3,3
Казахстан 2,5
Узбекистан 1,1
Белоруссия 0,76
Азербайджан 0,77
Грузия, Армения, Таджикистан, Китай, Вьетнам, Афганистан, Турция, Южная Корея, страны ЕС и др. 3,47

Общее количество иммигрантов в 2019 году — 11,9 миллионов человек. Нелегально находились на территории России половина из них. Этих людей депортируют из страны по закону.

Наиболее популярные города, в которые приезжают иностранцы в поисках работы:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Новосибирск;
  • Красноярск;
  • Екатеринбург.

Количество трудовых эмигрантов из России

По данным статистики, на начало 2020 г за год из РФ уехали 300 тысяч человек. Большинство из них (около 250 тысяч) переселились в страны СНГ. Среди государств, не принадлежащих постсоветскому пространству, популярностью у россиян пользуется Германия, Канада и Китай. Точных цифр нет, но известно, что граждане России переезжают в страны Латинской Америки, а также Израиль и Турцию.

На первой позиции среди российских городов по количеству эмигрантов находится Омск, на втором — Москва и Московская область.

Законодательное регулирование трудовой миграции в России

Труд иностранцев и их нахождение в Российской Федерации регулируется федеральными законами, постановлениями правительства, межгосударственными договорами и приказами Министерства труда.

Основными законодательными актами являются:

В 2018–2019 гг были внесены поправки к Федеральным законам.

В 2017 редакция коснулась дактилоскопической регистрации. Процедуру нужно проходить по месту подачи документов при получении вида на жительство.

Для некоторых отраслей установлены ограничения на использование труда иностранных работников. Также определена допустимая доля мигрантов в общем количестве сотрудников.

В июне 2018 года был утверждён приказ, запрещающий регистрацию трудящихся по месту работы, если они не являются гражданами России. Теперь временная прописка мигранту нужна по месту проживания.

Проблемы трудовых мигрантов в России

Главной проблемой иностранных граждан, приехавших трудиться в РФ, считается сложность получения регистрации по месту жительства. Владельцы сдают квартиру мигрантам, но в регистрации отказывают, так как у них нет желания разбираться с миграционным законодательством.

Часто хозяин квартиры не оформляет договор аренды, чтобы не платить налоги. Пребывание иностранного гражданина в России трактуется как нелегальное, и ему грозит депортация. В случаях же если договор заключён, дополнительные расходы ложатся на мигранта.

Другие сложности проживания и работы иностранцев в РФ:

  • Расовая дискриминация;
  • Низкая оплата труда;
  • Небольшое количество и выбор рабочих мест;
  • Проблемы с адаптацией к обществу и культуре;
  • Незнание языка.

Мигранту не только требуется очень быстро оформить документы и устроиться на работу, но и научиться правилам поведения в обществе и русскому языку.

Миграционная ситуация в стране ежегодно меняется, также совершенствуется законодательство в этой сфере.

Есть надежда, что будут созданы комфортные условия для труда как местного населения, так и мигрантов.

Миграционный юрист г. Санкт-Петербург, высшее образование СПбГУ, путешественница. Автор статей на сайте MigrantVisa.ru

Россия для граждан или для мигрантов? Новая концепция вызвала ещё больше вопросов

Вышел президентский перечень поручений по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019–2025 годы. Предлагается скорректировать миграционный режим и реформировать процесс получения гражданства Российской Федерации.

Проблема миграции – это проблема 17-18 млн человек, которые ежегодно прибывают в РФ с совершенно различными целями. Большинство из них приезжают из бедных стран Средней Азии и в религиозно-культурном отношении являются плохо интегрируемыми в наше общество представителями других цивилизаций.

Миграция законная и тем более незаконная порождает неизбежную напряжённость в русском обществе в силу её многочисленности, бесконтрольности со стороны властей и инокультурности стереотипов поведения приезжающих.

В немалой степени мигранты способствуют росту преступности в России, в основном в области всевозможного насилия, наркоторговли и ухода от налогов. 

Вести с «миграционного фронта»

Вот только несколько иллюстраций по текущему марту.

Трудовая миграция в России в 2021 году: проблемы и регулирование

Список этот может быть продолжен, к сожалению, почти до бесконечности. Проблема перезрела и требует своего разрешения со стороны властей.

Мигранты уходят в «тень»

Нельзя сказать, что власть не замечает проблему. Весь вопрос, насколько принимаемые меры соответствуют размаху миграционных потоков. Способны ли они справиться с преступностью мигрантов? Их сплочённости, коррумпированности с правоохранительными органами, наличию у них лоббистских этнических структур.

Так или иначе, президент во исполнение основной цели миграционной политики (Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622) – «формирование отвечающей интересам Российской Федерации миграционной ситуации» – отдал целый ряд поручений.

Мигранты стараются избежать сложностей официального оформления на работу. Александр Авилов/АГН «Москва»

В документе обозначены несколько проблем: «существующие миграционные правила недостаточно ясны и унифицированы…

«, «иностранные граждане, прежде всего приезжающие в Российскую Федерацию в целях работы, часто стремятся обойти существующие сложности в оформлении миграционных статусов уходом «в тень» (нелегальная трудовая миграция) либо путём приобретения статуса временно и постоянно проживающих, а также гражданства Российской Федерации (скрытая временная трудовая миграция)», преступный миграционный элемент уходит от запрета на въезд «путём получения иностранными гражданами новых удостоверяющих личность национальных документов с изменёнными персональными данными».

Никакие частичные улучшения не способны изменить в целом плачевной и опасной ситуации с бесконтрольной миграцией.

Власть пытается улучшить существующую систему контроля миграции.

Предполагаемое создание особых «благоприятных условий переселения в Российскую Федерацию и получения, при желании, российского гражданства лицами, владеющими русским языком и близкими нам по ментальности и культуре«, безусловно, положительный момент.

Но он может утонуть в коррупционной составляющей сегодняшней системы получения гражданства. Русским людям из Украины, Белоруссии или других стран получить гражданство порой значительно сложнее, чем любому другому мигранту, готовому заплатить несколько сотен тысяч рублей (говорят о 400 тысячах) за российский паспорт.

В России предполагается отказаться от разрешения на временное проживание как от отдельного института.

Именно этот миграционный статус даёт возможность массового уклонения мигрантов от получения разрешения на трудовую деятельность, а для русских является дополнительной ступенью, на которой с них взымаются деньги и бесконечные документы.

Статус «привилегированных» мигрантов, у которых есть вид на жительство, уходит в прошлое. Их сейчас более 800 тысяч. Из этого числа 230 тысяч человек из Украины, почти 70 тысяч из Азербайджана, около 80 тысяч из Армении, более 30 тысяч из Белоруссии и т.д.

Основным миграционным статусом станет вид на жительство (постоянное проживание). Основные требования: регистрация в единой государственной информационной системе, отсутствие опасных заболеваний, знание русского языка, соблюдение законов РФ и проживание на её территории.

Три вида приема в гражданство

По поводу института гражданства РФ вводится три вида порядка приёма: общий, упрощённый и особый.

Общий порядок понятен, как и раньше.

Упрощённый применяется к лицам, «близким нам в социокультурном отношении» (хотелось бы, чтобы это было именно так), при наличии «позитивных социальных связей» в РФ (родственники), «уязвимого положения» (например гонимые русские из соседних стран). Необходимо также знание русского языка и отсутствие проблем с законом. Здесь интересно, что только «экономические» (бизнес в России) социальные связи теперь не повод для получения гражданства в упрощённом порядке.

При особом порядке решение принимает президент РФ.

Теперь Комиссия по вопросам гражданства при президенте будет рассматривать материалы «об отмене решений о приёме в гражданство Российской Федерации, принятых как Президентом Российской Федерации, так и МВД России, и МИД России», если будет установлено, что получивший гражданство предоставил подложные документы или заведомо ложные сведения.

Что имеется в виду? Заведомо ложные сведения относятся к тому, что мигрант давал обещание соблюдать законы РФ, а, например, начал торговать наркотиками или заниматься террористической деятельностью.

В таком случае, как разъясняется на сайте МВД, «решение о приобретении гражданства Российской Федерации… подлежит отмене на основании сообщения заявителем заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации».

Трудовая миграция в России в 2021 году: проблемы и регулирование

Создается унифицированный миграционный режим для долгосрочного пребывания на территории РФ (более 90 дней в году). И он будет применяться, кроме Белоруссии, ко всем странам Евразийского экономического союза. С 1 января 2021 года вводится единая электронная виза.

Будет также проведена модернизация механизмов регулирования трудовой миграции.

Теперь предприниматели должны будут «зарегистрироваться в государственной информационной системе и разместить в ней информацию о потребности в иностранной рабочей силе».

Сначала будут искаться на эти заявки на работу граждане РФ, а затем эти предприниматели смогут «нанять любого имеющего единый документ иностранного гражданина».

То есть, если, конечно, за этим будут строго следить, граждане РФ будут иметь первоочередное право на эту работу. А потом, если таковые не найдутся, то могут нанимать иностранца. Язык документа, кстати, весьма корявый, неточный и так и просится на дополнительное уточнение.

В поручениях есть позитивная фраза об установлении «защитных мер, среди которых выделяются количественные и качественные ограничения на привлечение иностранных граждан, в том числе самозанятых (по странам, территориям, видам деятельности, профессиям (специальностям), работодателям)». Но расшифровать её в полном объёме пока не представляется возможным. Как будут выглядеть в реальности эти «защитные меры»? Это пока остаётся весьма туманным…

Усовершенствованы будут и механизмы обеспечения безопасности в миграционной сфере.

Так право на постоянное проживание и гражданство России будет теперь предоставляться «прежде всего лицам, владеющим русским языком и близким нам по ментальности и культуре». Прямо как с государствообразующим народом в Конституции.

Понятно, что подразумеваются русские, но открыто это сказать пока не решаются. Надо бы отправить эти поручения в Конституционный суд, пусть он скажет откровенно, что имеются в виду русские…

Предполагается расширить использование биометрических персональных данных при пропуске через государственную границу России.

Интересно в связи с этим введение института «соглашения о лояльности», принятия иностранцами на себя обязательств (например, неучастие в политической деятельности), нарушение которых повлечёт утрату права на проживание в России.

Введение особого миграционного статуса «контролируемое пребывание», предусматривающего возложение на иностранного гражданина дополнительных обязанностей (регулярная личная явка, ограничение перемещений, применение дополнительных средств контроля и др.).

Очень вовремя был скорректирован институт запрета на въезд в России. Особенно в отношении категорий иностранных граждан при возникновении эпидемий в иностранном государстве.

Это в ситуации распространения коронавируса позволило нашему государству закрыть страну для въезда представителей разных государств, в этом смысле неблагополучных.

Теперь в отношении иностранных граждан, у которых выявлены опасные заболевания, можно вводить меры принудительной изоляции.

Поручения, сформулированные президентом, могут отчасти решить наиболее острые проявления проблем миграции. Конечно, если соответствующие органы безопасности будут их выполнять.

Но снижение миграционных потоков они не сильно скорректируют. И это останется огромной нерешённой проблемой.

Нужно двигаться дальше по сокращению иностранных потоков и поставить законную трудовую миграцию под жёсткий контроль государства.

Трудовая миграция в России: реалии и перспективы

Программа мероприятия

15 апреля 2021 г. в Институте демографических исследований (ИДИ) ФНИСЦ РАН состоялась Международная научно-практическая конференция на тему «Трудовая миграция в России: реалии и перспективы».

Организаторами мероприятия выступили МОД «Форум переселенческих организаций» в рамках проекта «право на Родину» (реализуется на средства президентского гранта), Институт демографических исследований (ИДИ) ФНИСЦ РАН, Союз экспертов и консультантов в сфере трудовой миграции «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЛЬЯНС «ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ» и Институт стран СНГ.

В работе приняли участие представители Администрации Президента, Государственной Думы РФ; представители МВД России и ГУВМ МВД России, МИДа, Минтруда, Минсельхоза, ФГУП «Паспортно-визовый сервис», представители Уполномоченного по правам человека в РФ и в регионах, члены Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, представители бюро МОМ в Москве, эксперты в сфере миграции и демографии (ученые и практики), представители переселенческих НКО, профсоюза трудящихся-мигрантов и правозащитники.

Трудовая миграция в России в 2021 году: проблемы и регулирование

Конференцию вели директор ИДИ ФНИСЦ РАН, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор С.В. Рязанцев и кандидат юридических наук, руководитель проекта «Право на Родину» Форума переселенческих организаций Е.А. Бобров.

В рамках вступительного слова ведущими была сформулирована цель конференции: обсудить системные проблемы трудовой миграции и правового положения трудовых мигрантов в России и подготовить в ключевой законопроект, разрабатываемый МВД России, предложения по развитию организованных и повышению эффективности существующих форм трудовой миграции, взаимному обеспечению прав мигрантов и местного населения, совершенствованию национального рынка труда.

Участники конференции обсудили следующие вопросы:
1. Институциональные проблемы трудовой миграции (в рамках данного блока обсуждались вопросы потенциала использования и перспектив воспроизводства российских трудовых ресурсов и роль миграции рабочей силы в экономике России (с соответствующими докладами выступили А.В. Топилин, О.Д.

Воробьёва), проблемы востребованности иностранной рабочей силы в России (доклад Комаровского В.В.), особенности регулирования миграции в период пандемии COVID-19 (доклады Колесникова Ю.А. и Рязанцева С.В.), проблемы регулирования миграции в центральноазиатском регионе (Садовская Е.Ю., Павловская Ю.).

Взгляд на проблемы трудовой миграции представителей органов власти был выражен в докладе Верещагина Р.А. («Привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности на территории Российской Федерации в период пандемии COVID-19»). Представителем Минтруда Живцовым С.А.

были даны ответы на предварительно направленные в адрес министерства вопросы экспертов.
2.

Организация процессов востребованной трудовой миграции в Россию: с предложениями по реформированию российского законодательства в сфере миграции и стимулирование процессов привлечения востребованных иностранных трудовых ресурсов выступил Волох В.А.

; о цифровой платформе Торгово-промышленной палаты РФ и приложение Салампорт как инструментах организационно-правового сопровождения трудовой миграции и о необходимости совершенствования управляемости процессами международной трудовой миграции на территории РФ, а не со стороны стран-импортеров рабочей силы, рассказал Шинкаренко В.В.; системным проблемам организованного набора трудовых мигрантов был посвящен доклад Пушкарева С.Г.)

3. Проблемы трудовых мигрантов и пути их решения освещались в докладах экспертов-практиков Л.А. Гришина («О социально-экономических проблемах влияния пандемии на положение трудовых мигрантов из Центральной Азии»), Котляр Т.М. («Об институциональных проблемах незащищённости трудовых мигрантов»), Г.П.

Рагозиной («О проблемах трудоустройства переселенцев в РФ, в том числе участников Государственной программы «Соотечественники»»), Е.А. Боброва («Проблемы коммерциализации и коррупциогенности государственной миграционной политики в сфере трудовой миграции»), Гаевой А.С.

(«Анализ обращений в сфере трудовой миграции, поступивших в Институт стран СНГ»).

В завершении конференции участники получили ответы на вопросы от представителей органов власти и обсудили проект итогового документа.

Ключевым результатом работы конференции стало признание того факта, что в сложившейся социально-экономической и демографической ситуации, государственная миграционная политика РФ должна иметь основной целью первоочередной прием соотечественников и носителей русского языка, переселяющихся на постоянное место жительства. Международная трудовая миграция для использования в экономике РФ должна быть обоснована только наличием вакантных рабочих мест, не востребованных российскими гражданами в связи с неудовлетворительным для них уровнем оплаты и условиями труда. Предлагаемый работодателями размер оплаты труда должен быть не ниже официально установленного уровня в каждом конкретном регионе по утвержденному перечню укрупненных занятий и профессий.

Предложения по результатам работы конференции будут переданы в Администрацию Президента РФ, Госдуму, ГУВМ МВД России, Минтруда, Минэкономразвития и другие ведомства.

Читать подробнее в сюжете «Независимой» газеты

Эксперты Moody’s предсказали рост миграции внутри России из-за пандемии :: Экономика :: РБК

Трудовая миграция в России в 2021 году: проблемы и регулирование

Миграционный отток трудоспособного населения негативно скажется на долгосрочном экономическом росте регионов; поступления других налогов (акцизов, налога на имущество и т.д.) будут снижаться вследствие замедления деловой активности.

Рост бюджетных расходов, в том числе социальных, скорее всего, будет меньше из-за сокращения численности населения, но темпов замедления будет недостаточно, чтобы компенсировать падение налоговых доходов, считают экономисты.

Это объясняется, в частности, тем, что многие трудовые мигранты, переезжая на работу в новый регион, остаются зарегистрированными в родных субъектах и поэтому включаются в местную статистику для бюджетного планирования.

В 2014–2017 годах в половине российских регионов (55%) ускорился миграционный отток населения, трудоспособное население уезжало в более богатые регионы в поисках работы и лучших условий для жизни.

Ускорение миграции продолжалось по меньшей мере в течение двух лет после пика кризиса, отмечают аналитики Moody's. В более 75% регионов, где наблюдался отток населения, произошло снижение среднедушевых доходов граждан и рост экономического неравенства.

Масштабы миграции существенно различались по регионам.

Лидеры по оттоку населения

Аналитики Moody's ожидают, что наиболее серьезный масштаб оттока экономически активного населения в ближайшие два года произойдет в Омской области, Чувашии, Башкирии, Самарской и Нижегородской областях (из рейтингуемых Moody's регионов).

По данным Росстата, уровень среднедушевых денежных доходов населения в этих регионах в 2019 году был ниже среднего уровня по стране (35,25 тыс. руб. в месяц), хуже всего ситуация с доходами населения в Чувашии — 20,2 тыс. руб. (.xlsx).

 При этом ряд нерейтингуемых регионов может столкнуться с еще более высоким оттоком населения из-за более слабых экономик и бюджета.

Во время пандемического кризиса из-за карантинных ограничений и режима самоизоляции населения сильнее всего пострадает именно сектор услуг, но безработица в других отраслях экономики (например, в обрабатывающей промышленности), вызванная экономическим спадом, также ускорит внутреннюю миграцию. Эксперты ВЭБ.РФ прогнозируют, что уровень безработицы в 2020 году может возрасти до 7% после 4,6% в 2019 году. Пик безработицы ожидается во втором квартале, когда число потерявших работу россиян увеличится до 10% от экономически активного населения.

Ключевыми характеристиками для оттока трудоспособных граждан (в том числе занятых в секторе услуг), по оценкам экспертов, обладают также Ханты-Мансийский АО, Республика Коми и Красноярский край, но развитие инфраструктуры и региональные программы поддержки экономики в этих регионах будут способствовать повышению спроса на рабочую силу и сглаживанию миграционного оттока.

Влияние пандемии на бюджеты

За последние три года российские регионы снизили долговую нагрузку и улучшили бюджетное управление, но финансовые показатели всех субъектов в 2020 году ухудшатся из-за вспышки коронавируса, полагают аналитики Moody's.

Пандемия коронавируса и падение цен на нефть приведут к самым высоким показателям дефицита бюджетов российских регионов за последние 20 лет, несмотря на антикризисные меры поддержки правительства, предупреждали аналитики S&P.

Общий дефицит региональных и муниципальных бюджетов может составить 6–9% совокупных доходов, ожидают они.

Трансфертов от федерального центра и реструктуризации бюджетных кредитов недостаточно, чтобы помочь регионам избежать роста долговой нагрузки.

К 2021 году основная часть резервов на счетах регионов будет израсходована, констатирует S&P. По оценкам агентства «Национальные кредитные рейтинги», 62 из 85 российских регионов в текущем году полностью исчерпают накопленные резервы, а совокупная потребность в долговом финансировании составит свыше 500 млрд руб.

ВВП России снизится на 5,5% в 2020 году (по сравнению с ростом на 1,2% в 2019 году), а в 2021 году он увеличится на 2,2%, прогнозирует Moody's. Оценки совпадают с прогнозами правительства: Минфин оценивал падение экономики России в 2020 году на 5%, прогноз ЦБ — спад на 4–6%.

Миграция в 2021 году: последние новости и законопроекты от юриста

Поговорим о миграционных новостях в начале нового 2021 года. Какие изменения планируются в миграционном законодательстве России в текущем году и что они означают, для иностранцев живущих в РФ.

Штрафов можно будет не бояться

Первая новость касается иностранных граждан, у которых в России есть близкие родственники — граждане Российской Федерации. Согласно статье 2 Семейного кодекса близкими родственники у нас являются:

  • дети,
  • родители,
  • супруг или супруга.

Для них могут сделать исключение в миграционном законодательстве. Соответствующий законопроект внесён на рассмотрение в Госдуму 14 января 21 года. 

Вкратце, законопроект предлагает дополнить статью 7 и 9 закона “ О Правовом положении иностранных граждан”. 

Эти статьи касаются аннулирования вида на жительство, при наличии двух и более административных штрафов. А также дополнить пункт 11 статьи 27 закона “О порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию”.

Очень многие с ним уже сталкивались или возможно что ещё столкнуться пока этот законопроект будут рассматривать. Он дает возможность за два и более штрафов оформить запрет на въезд в Российскую Федерацию.

Так вот, данный законопроект вносит положение запрещающие распространение действий данных пунктов на иностранных граждан, у которых есть близкие родственники с гражданством РФ. При условии, что последние постоянно проживают на территории России. То есть имеют регистрацию в паспорте.

Следим за развитием событий и надеемся, что депутаты рассмотрят и примут данные изменения в ближайшее время. 

Вид на жительство за инвестиции

Второе, как сообщается ТАСС, Федеральные органы власти поддержали инициативы Минэкономразвития по представлению вида на жительство для иностранных инвесторов.

Согласно проекту для получения вида на жительство по данному основанию иностранный гражданин должен вложить в предпринимательство от 10 миллионов или владеть недвижимостью стоимостью от 30 миллионов рублей. 

В министерстве рассчитывают, что в ближайшее время данный законопроект будет рассмотрен. Ранее директор департамента Минэкономразвития, который связан именно с проектами и странами СНГ сообщил, что вступление в силу данного закона планируется не ранее середины 2021 года. 

Также глава МВД по миграции заявляла, что готовится серьёзные изменения в закон о правовом положении иностранных граждан. Которые должны быть приняты летом 2021 года 

Будем надеяться, что появятся новые основания для оформления вида на жительство. Напомним, что в прошлом году в марте месяце прошлого года было анонсировано поручение президента об отмене РВП. 

Скорее всего, по всей информации, которая поступает из МВД, к середине лета будем надеяться, что данный вопрос будет решен и действительно будет реформирован закон о правовом положении иностранных граждан, которому уже более 18 лет. 

Запрет на второе гражданство для госслужащих

На 19 января 21 года запланировано рассмотрение в первом чтении проекта закона о запрете государственным и муниципальным служащим иметь второе гражданство/вид на жительство. Данный законопроект внесён в Госдуму президентом России Владимиром Путиным.

Новые правила рассмотрения заявлений на квоты РВП

В связи с постановлением правительства Российской Федерации от 29 декабря № 2345 утверждены новые правила распределения квот на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства РВП. Постановление вступило в силу 14 января 2021 года 

Там перечислены критерие, которые принимает во внимание комиссия по принятию решения о выдаче РВП:

  • официальное трудоустройство;
  • наличия образования;
  • специальности по профессии;
  • наличие официального источника дохода;
  • наличии  родственников граждан Российской Федерации, которые постоянно проживают на территории России;
  • наличие жилого помещения;
  • отсутствие судимости. 

А также были ли случаи привлечения к административной ответственности в течение года. 

Заметим, что основным критерием является работа с официальным трудоустройством в России не менее 6 месяцев на протяжении трёх последних лет. До даты обращения с заявлением на квоту (2017- 2020 годы). То есть вы должны оценить работали вы не менее 6 месяцев в указанные периоды. 

Посмотрите эти критерии прежде, чем подавать заявление на квоту и оцените свои шансы. Теперь это постановление вступило в силу. Это значит, что теперь в МВД должны разработать новую форму заявки-анкеты.

По отзывам во многих регионах сейчас не принимают заявление на квоту и ждут эту новую форму и перечень документов.

Так что внимательно следите за сайтами ваших территориальных управлений по миграции. Уточняйте информацию, когда будет дата приема заявлений на квоту в ваших регионах. 

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *