Законы Австрии в 2021 году: соблюдение конституции и прав граждан, уголовный кодекс

У студентов юридических специальностей есть возможность подробно изучить конституцию Австрии с текстом на русском языке, познакомится с законами этой страны. Однако далеко не каждый, кто оказывается на территории Австрийского государства, имеет подобные знания.

А необходимость в наличии хотя бы общего представления о местном законодательстве становится очевидной.

Законы Австрии в 2021 году: соблюдение конституции и прав граждан, уголовный кодекс

Здание парламента Австрии

Экскурс в историю

Глядя на карту мира, можно заметить, что территория Австрийской Республики не отличается впечатляющими размерами. Тем не менее эта небольшая страна имеет богатую историю.

Кельты, римляне, баварские и славянские племена, сменявшие друг друга в борьбе за территорию современной Австрии, способствовали образованию народности, которая легла в основу австрийской нации.

Насыщенное историческое прошлое сказалось на довольно раннем и грамотном формировании системы правовых норм, которыми австрийцы пользуются уже 200 лет. Первая австрийская конституция датируется 1848 годом.

Законы Австрии в 2021 году: соблюдение конституции и прав граждан, уголовный кодекс

15 марта 1848 года Фердинанд I провозгласил созыв конституционного собрания для принятия конституции

Базисом для современного законодательства в стране является документ 1920 года.

Основные законы государства

Основные законы, которые регулируют две крупнейшие отрасли права (гражданское и уголовное) также не являются новинками в сфере нормотворчества. Гражданские правоотношения в Австрии до сих пор регулируются Всеобщим гражданским кодексом, принятым еще в 1811 году.

А первый австрийский Уголовный кодекс вступил в силу в 1803 году. На смену ему пришел кодекс 1852 года, который, претерпев изменения, был основным источником уголовного права вплоть до 1974 года. Сегодня австрийцы живут по нормам УК 1975 года. Но и это далеко не все нюансы австрийского законодательства.

Смотрите познавательное видео об истории Австрии.

Что регулирует конституция?

Конституция Австрии относится к разряду частично кодифицированных, т.е. представляет собой несколько законодательных документов, один из которых является основным. Речь идет о Федеральном конституционном законе 1920 года.

Конституция Австрии основана на 6 фундаментальных принципах:

  1. Демократический
  2. Республиканский
  3. Либеральный
  4. Федеральный
  5. Принцип разделения властей
  6. “Правило закона” (закон для всех один)

Законы Австрии в 2021 году: соблюдение конституции и прав граждан, уголовный кодекс

Основной закон Австрии – конституция

Федеральный конституционный закон Австрии можно скачать на русском в формате PDF

Согласно основному закону, Австрия провозглашается демократической республикой с федеративным устройством. Имейте в виду, что, оказываясь на территории данного государства, вы попадаете на одну из девяти самостоятельных земель.

При этом Вена является не только столицей государства, где находятся высшие органы власти. В соответствии с конституционным законом город получил правовой статус федеральной земли.

Конституция предусматривает равные права для всех своих граждан и декларирует принцип народной власти. В документе содержится информация о национальном языке и государственных символах (флаге и гербе Австрии).

Также на сайте можно подробнее узнать о государственном флаге Австрии.

Вена, столица республики, является местом нахождения президента, правительства и парламента (Федерального собрания).

Законы Австрии в 2021 году: соблюдение конституции и прав граждан, уголовный кодекс

Вид на Вену с высоты птичьего полета

Парламент

Федеральный президент является главой исполнительной власти, срок его полномочий составляет 6 лет с правом переизбрания, но не более одного раза.

Федеральное правительство во главе с федеральным канцлером назначается президентом и подотчетно парламенту.

Законы и конституция Австрии: основные документы, регулирующие все сферы жизни общества и положение власти страны

Законодательство Австрии по-своему уникально. Оно имеет богатую историю возникновения, становления и развития.

На сегодняшний день – это уже сформировавшаяся система, которой следуют все подконтрольные федеральные земли страны. Основным законом является Конституция, закрепляющая основы политического устройства государства.

Отдельные же категории права, регулирующие жизнь общества и позицию власти закреплены в кодексах и прочих нормативных документах.

Законы Австрии в 2021 году: соблюдение конституции и прав граждан, уголовный кодексЧто представляет собой австрийская Конституция и система законодательство страны

Немного из истории законодательства Австрии

Первая Конституция Австрии датируется 1848 г. Именно она стала первым набором законодательных актов, провозглашавших государственное территориальное устройство, форму правления и режим.

Законы Австрии в 2021 году: соблюдение конституции и прав граждан, уголовный кодексВ 1948 годы было созвано конституционное собрание для принятия первой в истории Конституции страны

С течением времени конституция ни один раз переиздавалась, а в 1920 был провозглашен первый Федеральный конституционный закон. В соответствии с ним страна была провозглашена как парламентская республика.

Высшим органом законодательной власти было объявлено федеральное собрание, состоящее из двух палат. Высшим исполнительным органом стало правительство, возглавляемое федеральным канцлером. Он был подотчетен Национальному собранию, являющемуся нижней палатой федерального собрания.

Главой государства стал федеральный президент. Он обладал, можно сказать, относительно символическими функциями. Избирался обеими палатами законодательного органа на общих собраниях.

Законы Австрии в 2021 году: соблюдение конституции и прав граждан, уголовный кодексО конституции 1920 г.

Скачайте: Федеральный конституционный закон Австрии на русском

1929 г. ознаменовался существенными изменениями, которые коснулись значительного расширения полномочий как президента, так и исполнительной власти в целом. Первый получил право распускать Федеральное собрание, а также назначать членов Правительства.

Принудительная вакцинация нарушает конституционные права граждан — юрист | РВС

Законы Австрии в 2021 году: соблюдение конституции и прав граждан, уголовный кодекс

Джорджо де Кирико. Ужасные игры. 1925
Принудительная вакцинация от COVID-19 в России, а также введение ограничительных мер для не вакцинированных, грубо нарушает конституционные права российских граждан, заявил эксперт-конституционалист, кандидат юридических наук Константин Чепрасов 22 июня, в беседе с корреспондентом ИА Красная Весна.

Эксперт отмечает, что основой для ограничения прав человека в нашей стране является часть 3 статьи 55 Конституции РФ, согласно которой ограничение возможно лишь федеральным законом и только для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны, безопасности государства.

Причем, по замечанию юриста, «наш Основной закон — это не ПДД или Воинский устав, где нет места различным интерпретациям. Конституция требует толкования».

В этой связи Чепрасов заявил, что «Конституционный суд РФ, как и суды многих стран мира, в таких случаях применяют конституционный принцип пропорциональности (соразмерности), согласно которому любое ограничение должно отвечать нескольким критериям — обоснованности, пригодности, минимальности и сбалансированности. Называется все это „тест на пропорциональность“».

По словам эксперта, обоснованность предполагает принципиальную допустимость ограничения, и статья 55 Конституции как раз допускает ограничение ради защиты «здоровья».

В то же время, считает эксперт, сложности возникают уже на этапе оценки пригодности, которая отвечает на вопрос — может ли в принципе помочь та или иная мера ограничения, способно ли средство однозначно достичь заявленной цели?

«Наука пока не доказала однозначно, что вакцинация избавит человечество от COVID-19. Сами вакцины еще довольно сырые, вирус постоянно мутирует, плюс срок действия вакцины невелик — полгода-год. Получается государство отныне и до конца наших дней каждый год, а то и два раза в год будет насильно вакцинировать все 145 млн жителей страны?», — заявил Чепрасов.

При этом эксперт отмечает, что тот же Китай еще до старта кампании по вакцинации практически полностью решил проблему распространения вируса, закрыв госграницы, когда при въезде в страну каждый обязан был пройти карантин и несколько тестов на COVID-19.

«Так не является ли обязательная вакцинация этакой „невротической реакцией“, надеждой на волшебную таблетку, которая по сравнению с закрытием внешних границ и жесткой фильтрацией людских потоков при въезде в страну бесконечно проигрывает?», — заметил эксперт.

«Наконец поговорим о минимальности и сбалансированности. Они предполагают, что власти должны выбирать наименее обременительные для граждан меры по ограничению прав и достигать баланса частных и публичных интересов. Чиновники же никаких других серьезных мер кроме вакцинации не предлагают», — считает юрист.

По мнению Чепрасова, власти могут выбрать любые другие меры, менее обременительные для людей «от масок и социальной дистанции, до закрытия границ России с внешним миром, и планомерной ликвидации очагов заражения на нашей территории, с последующим жестким контролем въезда в страну из-за границы».

Подобные меры хоть и могут быть более затратны для государства, но они однозначно менее обременительны для граждан, считает эксперт.

«Можно однозначно сказать, что обязательная вакцинация является крайне несбалансированной мерой и грубо посягает на права граждан. Причем вовсе не доказано, что такая мера может по-настоящему защитить общественные интересы. А вот создать огромное социальное напряжение в обществе запросто», — подытожил Чепрасов.

ИА Красная Весна
 

Конституция Австрии — это… Что такое Конституция Австрии?

Конституция Австрии — совокупность законодательных актов Австрии, закрепляющий основы политической системы государства. Часто конституцией Австрии называют Федеральный конституционный закон (нем.

 Bundes-Verfassungsgesetz) Австрии от 10 ноября 1920 года, которым регулируются федеральное устройство Австрии, система государственных органов федерации и федеральных земель и некоторые другие вопросы. Федеральный конституционный закон многократно изменялся и дополнялся.

В частности, был включён крупный раздел, касающийся отношений с Европейским союзом. Всего в Австрии действует свыше трёхсот конституционных законов и законов, содержащих конституционные положения.

В отличие от многих конституций, Федеральный конституционный закон не содержит раздела, посвящённого правам человека. Нормы о правах человека присутствуют в различных законах, часть из которых была принята ещё в XIX веке.

История

Первая Австрийская Республика была провозглашена в октябре 1919 года. Федеральный конституционный закон был разработан в 1920 году при участии крупнейшего юриста-теоретика того времени Ганса Кельзена и вступил в силу 1 октября.

Из-за споров о необходимости включения в закон раздела о правах человека сохранил свою силу Закон 1867 года «Об общих правах граждан королевств и земель, представленных в Имперском совете» (нем.

Читайте также:  Виза в россию для граждан эстонии: оформление и список документов в 2021 году

 Staatsgrundgesetz über die allgemeinen Rechte der Staatsbürger), получивший статус конституционного.

Согласно Федеральному конституционному закону Австрия была парламентской республикой. Высшим законодательным органом являлось двухпалатное Федеральное собрание.

Федеральный канцлер, возглавлявший правительство, был ответственен перед нижней палатой Федерального собрания — Национальным советом.

Главой государства был Федеральный президент, обладавший в основном символическими функциями и избиравшийся обеими палатами Федерального собрания на совместном заседании.

В 1929 году в закон были внесены существенные изменения, которыми изменялось положение президента и расширялись полномочия исполнительной власти.

Были введены прямые выборы президента, он получил право роспуска Федерального собрания и назначения правительства.

Причиной изменения закона была деятельность националистических военизированных организаций, самой влиятельной из которых был Хеймвер.

13 мая 1932 года канцлером стал лидер Христианско-Социальной Партии Энгельберт Дольфус, который установил авторитарный режим, иногда называемый австрофашизмом. В 1934 году после подавления Февральского восстания Федеральный конституционный закон был de jure отменён.

Была принята новая конституция, получившая название «Майской» (Maiverfassung). В основу новой конституции был положен принцип «корпоративного государства», до того успешно реализованный Бенито Муссолини в Италии.

В 1938 году произошёл Аншлюс и Австрия как независимое государство прекратила существование.

В мае—декабре 1945 года действовала временная конституция, в декабре было восстановлено действие Федерального конституционного закона 1920 года.

Структура Федерального конституционного закона

Общие положения

В первом разделе содержатся общие положения: Австрия провозглашается демократическим государством, декларируется равенство граждан перед законом, даются описания государственного герба и флага и др.

Также в первом разделе есть ряд статей, посвящённых разграничению компетенции федерации и федеральных земель.

После вступления Австрии в Европейский союз в первый раздел был добавлен подраздел B, который определяет порядок участия Австрии в органах Евросоюза.

Законодательная власть

Здание парламента Австрии

Второй раздел посвящён австрийскому парламенту и законодательному процессу. Парламент — Федеральное собрание — состоит из двух палат. Нижняя палата (Национальный совет) избирается населением прямыми выборами на пять лет. Верхняя палата (Бундесрат) — это орган представительства земель. Члены верхней палаты избираются парламентами земель (ландтагами). Каждая федеральная земля в зависимости от численности населения направляет в ландтаг от трёх до двенадцати представителей. Палаты заседают раздельно; единственные два случая совместного заседания предусмотрен статьёй 38 — это приведение президента к присяге и объявление войны.

Закон должен быть последовательно принят Национальным советом и Бундесратом и передан для подписания президенту. Поскольку Австрия является парламентской республикой, президент не имеет права вето.

Исполнительная власть

В раздел, озаглавленный «Исполнительная власть Федерации», входят нормы о президенте Австрии, правительстве, армии и судах общей юрисдикции. Президент избирается на прямых выборах на шесть лет и может быть переизбран не более одного раза.

Он является верховным главнокомандующим, осуществляет представительские функции, назначает государственных служащих, осуществляет право помилования.

По общему правилу, решения президента должны быть одобрены одним из министров (так называемая контрасигнатура).

Исполнительную власть осуществляет федеральное правительство, которое возглавляет федеральный канцлер. Канцлера назначает президент, но поскольку канцлеру требуется поддержка Национального совета, канцлером как правило становится лидер победившей на выборах партии.

Суды включены в систему федеральных органов власти. Высшей инстанцией назван Верховный суд. Специальным судебным органам (Административному суду и Конституционному суду) посвящены отдельные подразделы в разделе шестом.

Статьёй 85 отменена смертная казнь.

Законодательная и исполнительная власть земель

Четвёртый раздел посвящён органам власти земель и органам местного самоуправления. Раздел устанавливает для всех земель общие единообразные правила, в рамках которых земли вправе принимать собственные законы. Каждая земля обязана принять свою конституцию.

В землях действуют ландтаги и правительства земель, избираемые ландтагами и возглавляемые губернаторами. Ландтаг может быть распущен президентом по представлению федерального правительства и с согласия Бундесрата.

Отдельный подраздел посвящён столице Австрии Вене, которая приравнена к федеральной земле.

Община (коммуна, Gemeinde) в Австрии одновременно является территориальной единицей местного самоуправления и административной единицей.

Органами общины являются общинный совет, общинное правление (в городах, имеющих самостоятельный статус — городской сенат) и бургомистр.

Органы федерации и земли вправе контролировать соблюдение органами общины законов, а органы земли — и эффективность финансовой деятельности.

Контроль за финансовой деятельностью

Раздел предусматривает создание счётной палаты — отдельного органа, который проверяет финансовую деятельность государственных органов и юридических лиц с государственным участием и представляет Национальному совету отчёт об исполнении бюджета.

Председатель счётной палаты избирается Национальным советом на двенадцать лет, остальные чиновники счётной палаты назначаются президентом по представлению председателя. Счётная палата ответственна перед Национальным советом.

Также счётная палата проверяет деятельность органов земель и общин.

Гарантии соблюдения Конституции и законности

Здание Конституционного суда Австрии

В разделе описаны несколько органов с различными полномочиями, которые сводятся к контролю за соблюдением законности. Независимые административные сенаты назначаются правительствами земель и рассматривают различные административные дела после того, как эти дела были рассмотрены соответствующими органами. Независимый административный сенат по делам беженцев является высшим апелляционным органом по делам беженцев. Административный суд рассматривает жалобы на решения органов власти, в том числе на решения административных сенатов.

Конституция Австрии стала первой в мире конституцией, которая предусмотрела создание конституционного суда, что является заслугой Ганса Кельзена, который был автором самой концепции конституционных судов.

Конституционный суд Австрии решает вопрос о соответствии законов (в том числе законов земель) и иных актов конституции, принимает к рассмотрению требования к публичным образованиям, которые не могут быть рассмотрены в ином порядке, а также споры между публичными образованиями и органами власти.

Кроме этого к подсудности конституционного суда отнесены дела о законности выборов и дела об обвинении федерального президента, членов правительства, членов правительств земель, губернаторов в нарушении закона, которые влекут отстранение от должности.

Народная правозащита

Седьмой раздел касается Коллегии народной правозащиты, органа, аналогичного омбудсмену. Коллегия народной правозащиты сама не имеет полномочию по устранению нарушений, но может обращаться в соответствующие органы и в конституционный суд. Члены коллегии избираются национальным советом.

Заключительные положения

Последний раздел содержит заключительные и переходные положения. Он, в частности, содержит список законов, принятых до 1920 года, которые сохраняют силу и приобретают статус конституционных после вступления в действие Федерального конституционного закона.

Ссылки

Новые штрафы и уголовная ответственность за посты в соцсетях и обвинения в домогательствах

Екатерина Мирошкина

экономист

Профиль автора

10 января 2021 года изменилась статья 128.1 УК РФ — в ней идет речь об уголовной ответственности за клевету. Сама статья не новая, а вот изменения в ней интересные и важные. Теперь стало больше квалифицирующих составов — то есть условий, при которых штраф может быть больше обычного.

За клевету в интернете можно получить штраф до 1 000 000 Р, а за ложное обвинение в преступлении против половой неприкосновенности — до 5 000 000 Р. В обоих случаях вместо штрафа можно наказывать лишением свободы.

Вот что изменилось в видах наказаний за клевету и сколько денег можно потерять за пост или комментарий в соцсетях.

Но это не значит, что к уголовной ответственности можно привлечь за любое неприятное высказывание или любую непроверенную информацию. Клевета — это не то же самое, что оскорбление или фейк.

У нее есть свои признаки, а если все они одновременно не совпали, то и к уголовной ответственности привлечь нельзя.

Правда, все равно можно привлечь к административной, поэтому за публичными неприятными высказываниями придется следить в любом случае.

Поправки помогут тем, кто захочет защитить свое честное имя или репутацию бизнеса. Теперь будет проще привлечь к ответственности за негативный отзыв или публикацию неподтвержденных фактов.

Теперь нужно разобраться в отдельных терминах:

  • честь — это общественная оценка личности, нравственных и других качеств;
  • достоинство — это внутренняя самооценка человека;
  • репутация — это мнение окружающих о деловых качествах, способностях, компетенции.

Информацию можно признать клеветой только при совпадении таких четырех условий:

  1. Установлен факт распространения. Если сведения не стали известны третьим лицам — это не распространение. Например, один друг в ходе ссоры говорит другому, что тот прогуливает работу, — это ложь, но не клевета. Но если то же самое сказать директору про своего коллегу — это уже клевета. И публикация в интернете с такими обвинениями тоже может повлечь уголовную ответственность. Достаточно сообщить порочащие сведения хотя бы одному человеку — и даже устно.
  2. Сведения заведомо ложные. То есть они не соответствуют действительности и утверждают факты, которых точно не было. А тот, кто распространяет эти сведения, точно знает, что это неправда. Если человек добросовестно заблуждается, то есть думает, что это правда, — такое распространение клеветой не считается. Допустим, кто-то посмотрел ролик в интернете и поверил, что в нем все правда, а потом прокомментировал эту информацию публично. Это вряд ли можно расценивать как клевету. А вот если авторы видео заранее понимают, что говорят неправду, это уже тянет на статью.
  3. Сведения порочащие — то есть они умаляют честь и достоинство человека, подрывают репутацию. При этом информация должна касаться конкретных фактов или событий. Оценочные суждения, личное мнение и неприятные обзывательства — это еще не клевета. Назвать человека с двумя высшими образованиями идиотом — оскорбление, но не клевета и под уголовную ответственность не попадает. А вот обвинения в нечестных поступках, нарушении закона, деловой этики, правил поведения в личной или политической жизни — это порочащие сведения.
  4. Есть прямой умысел. Это значит, что человек заранее понимал, что распространяет неправду и что она кого-то опорочит, но все равно публиковал или оглашал информацию.

Распространение порочащих сведений, которые при этом являются правдой, — это не клевета.

Например, есть решение суда о том, что какой-то чиновник брал взятку. Обсуждение этого факта в соцсетях не повлечет уголовную ответственность, даже если потом решение получится обжаловать.

Если человек распространяет ложную информацию, считая ее правдивой, — это тоже не клевета. И если распространяются ложные сведения, но они не порочат честь и достоинство — уголовной ответственности тоже не будет. Но может наступить административная или гражданская.

Читайте также:  Что можно и нельзя ввозить и вывозить из абхазии в россию

Обычная клевета, без особых признаков

Наказание

Штраф до 500 000 Р или обязательные работы до 160 часов

Клевета в публичном выступлении, СМИ или интернете

Наказание

Штраф до 1 000 000 Р, или обязательные работы до 240 часов, или принудительные работы до 2 лет, или арест до 2 месяцев, или лишение свободы до 2 лет

Было ли до 2021 года

Да, но без принудительных работ, ареста и лишения свободы

Наказание

Штраф до 1 000 000 Р, или обязательные работы до 240 часов, или принудительные работы до 2 лет, или арест до 2 месяцев, или лишение свободы до 2 лет

Клевета в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально

не определенных

Наказание

Штраф до 1 000 000 Р, или обязательные работы до 240 часов, или принудительные работы до 2 лет, или арест до 2 месяцев, или лишение свободы до 2 лет

Клевета с использованием служебного положения

Наказание

Штраф до 2 000 000 Р, или обязательные работы до 320 часов, или принудительные работы до 3 лет, или арест до 4 месяцев, или лишение свободы до 3 лет

Было ли до 2021 года

Да, но без принудительных работ, ареста и лишения свободы

Клевета об опасном заболевании, включая COVID-19

Наказание

Штраф до 3 000 000 Р, или обязательные работы до 400 часов, или принудительные работы до 4 лет, или арест до 6 месяцев, или лишение свободы до 4 лет

Было ли до 2021 года

Да, но без принудительных работ, ареста и лишения свободы

Обвинение в тяжком или особо тяжком преступлении

Наказание

Штраф до 5 000 000 Р, или обязательные работы до 480 часов, или принудительные работы до 5 лет, или арест до 6 месяцев, или лишение свободы до 5 лет

Было ли до 2021 года

Да, но без принудительных работ, ареста и лишения свободы

Обвинение в преступлении против половой неприкосновенности

и половой свободы личности

Наказание

Штраф до 5 000 000 Р или обязательные работы до 480 часов, или принудительные работы до 5 лет, или арест до 6 месяцев, или лишение свободы до 5 лет

Итого появилось три новых квалифицирующих признака, при которых наказание будет строже:

  1. За клевету в интернете. Рассказать порочащие сведения в компании друзей — это до 500 000 Р штрафа, написать то же самое в соцсетях — до 1 000 000 Р.
  2. За клевету в отношении группы лиц. Теперь необязательно клеветать на конкретного человека и называть его личные данные. Под статью попадут даже те, кто говорит, что чиновники вот этого ведомства сделали что-то плохое или вот эта компания продает некачественный товар, а сотрудники такого-то кафе болеют ковидом. Штраф — до 1 000 000 Р.
  3. За обвинения в домогательствах и изнасиловании. Если написать пост с ложными сведениями о подделке диплома или дискриминации на работе, это грозит штрафом до 1 000 000 Р за клевету в интернете. За пост с обвинениями каких-то чиновников в коррупции или преподавателей вуза в домогательствах, преподавателя, тренера или коллеги можно попасть на впятеро больший штраф, а то и лишиться свободы на срок до 5 лет.

К уголовной ответственности можно привлечь только человека, а компанию — нельзя. Поэтому для юрлиц предусмотрели административное наказание за клевету: штраф от 500 000 до 3 000 000 Р.

Расскажем о налогах и правах, поможем не теряться при поиске квартиры и оплате коммунальных услуг Начать учиться

Остальные части той же статьи — это дела публичного обвинения. Дело можно возбудить не только по заявлению потерпевшего, но и если полиция сама заметит нарушение.

Например, если при мониторинге сообщений в соцсетях заметят пост с обвинениями в домогательствах в отношении каких-то чиновников — даже без их указания.

В таких делах примирение сторон не позволит закрыть дело — приговор все равно будет.

В делах о клевете потерпевший или полиция доказывает факт распространения информации и ее порочащий характер. А факт достоверности должен доказывать распространитель. Если не докажет — сведения считаются недостоверными.

Если девушка расскажет в соцсетях о домогательствах со стороны начальника, он может написать заявление в полицию. И если нет доказательств, что это было на самом деле, ее запросто привлекут к уголовной ответственности за клевету и оштрафуют на сумму до 5 000 000 Р.

Но даже если уголовного дела не будет, обиженный порочащими сведениями человек сможет получить компенсацию морального вреда по гражданскому иску.

Клевета — это преступление, то есть нарушение, за которое предусмотрена уголовная ответственность. Но если не хватает какого-то признака, чтобы считать публикацию или слова клеветой, найдутся другие варианты наказаний.

Все это отдельные виды нарушений со своими признаками.

Фейки — это упрощенное название недостоверной информации. При этом она никого не оскорбляет, но угрожает жизни и имуществу, общественной безопасности или работе важной инфраструктуры.

Например, публикации о высокой смертности от коронавируса или чипировании с помощью вакцин, а также о перекрытых дорогах и переполненных больницах могут попасть под статью.

Штрафы за фейки — до 100 000 Р, а за коронавирусные — даже до 700 000 Р.

Отдельное наказание предусмотрено за оскорбления со стороны чиновников: их могут оштрафовать на сумму до 100 000 Р. Об этом будет отдельный разбор. За оскорбление власти штрафы ввели еще в 2019 году.

  • Отдельные наказания предусмотрены за нарушение неприкосновенности частной жизни, тайны переписки, неприкосновенности жилища, коммерческой или банковской тайны.
  • В делах об оскорблениях, клевете и фейках много расплывчатых формулировок, поэтому зачастую оценка остается на усмотрение экспертов и суда.
  • Смотрите, что сказал Верховный суд Республики Алтай:

«Фраза „я желаю, чтобы вы сдохли поскорей“ не носит неприличной формы, не противоречит общепринятым правилам поведения и требованиям человеческой морали».

Уголовный кодекс РФ с ми и изменениями на 2020-2021 год

Уголовный кодекс РФ представляет собой высший законодательный акт, который регламентирует меру ответственности за девиантное поведение субъектов. Современный УК РФ был принят в мае 1996 года действующим на тот момент государственным органом.

Особенная часть включает в себя шесть разделов, в которых подробно трактуются причины возникновения уголовной ответственности, а также признаки состава совершенного преступления. В Конституции РФ прописаны принципы равенства всех граждан перед нотой закона, гуманизма и справедливости.

В современном мире формируется множество новых движений. С целью их регулирования создаются дополнительные главы.

За последнее время принят рад поправок, которые касаются экологических преступлений, противоправных действий, направленных против безопасности и мира людей, также главы, регулирующие область компьютерных данных.

Общая часть состоит из двух основных частей, которые подробно описывают положения УК РФ 2020-2021 года, а также основополагающие принципы. Рассматриваются пределы действия уголовного права в пространстве либо во времени, поясняется понятие вины, ее формы и разновидности. В данной части также регламентируется ответственность несовершеннолетних.

Ежедневно общественно-политическая жизнь в стране безусловно меняется. В связи с этим и Уголовный кодекс Российской Федерации регулярно подвергается изменениям. В старой версии кодекса делался упор на позиции коммунистической партии и роли государственной власти.

Новая редакция предусматривает выделение основополагающей роли личностных прав граждан, их интересов, а также предупреждение самих преступлений. Главенствующим документом, который закрепляет базовые законодательные принципы в нашей стране является Конституция.

Приоритеты уголовно-правовой ответственности представлены в статьей 2 Конституции. Данный законодательный акт имеет высшую юридическую силу.

К другой положительной стороне новой редакции Уголовного кодекса РФ относятся изменения, связанные с описанием деяний, которые расширяют диапазон санкций некоторых статей. Данный факт благоприятно влияет на правильное определение наказания судами, в том числе на предмет смягчающих или вовсе отменяющих наказаний и изменение оценки определенной группы свершенных деяний.

Представителям юридических профессий стоит быть в курсе актуальных изменений и доработок, касающихся уголовного права в России. Простым гражданам не обязательно владеть всеми тонкостями уголовного законодательства, но основные моменты желательно знать.

К примеру, знать какие бывают виды преступлений и какая за них предусмотрена ответственность.

Как показывает практика, правовая неграмотность губительна для любого человека, поэтому дополнительная осведомленность в данной области может пригодится в жизни, особенно когда речь заходит о безопасности и свободе личности.

Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина

Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к ст. 136 УК РФ

Согласно Конституции РФ (ст. 19) государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Установленное ст.

19 Конституции РФ равенство прав и свобод человека и гражданина составляет основной объект преступления, предусмотренного ст. 136 УК РФ.

Факультативными объектами могут быть честь, достоинство человека, его трудовые права, свобода вероисповеданий и т.д., т.е. те закрепленные Конституцией РФ права и свободы, в отношении которых нарушается равенство человека и гражданина.

Говоря об объекте посягательства, следует обратить внимание на то, что описание деяния в диспозиции ч. 1 ст. 136 УК РФ построено таким образом, что охватывает не только нарушение закрепленного в ч. 2 ст.

19 Конституции РФ равенства прав и свобод человека и гражданина, иными словами, равноправие граждан, но и нарушение других конституционных прав, свобод, а также законных интересов. Поэтому можно сказать, что название ст.

136 УК РФ «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина» значительно уже в данном аспекте содержания диспозиции нормы, говорящей о нарушении не только указанного в названии статьи права, но и других прав и свобод.

Объективную сторону преступления составляют действия, выраженные в дискриминации (нарушении) прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от расовой, национальной принадлежности, от пола, языка и т.д.

Право представляет собой установленную или санкционированную государством возможность действовать определенным (предписанным) образом (совершать поступки или воздержаться от их совершения, обладать какой-либо ценностью, благом). Например, право на жизнь, на личную и семейную тайну и т.д.

Читайте также:  Средняя зарплата домработницы и горничной в Москве и других городах России в 2021 году

Наличию права у одного из субъектов правоотношений корреспондируют обязанности у другого субъекта правоотношений способствовать реализации имеющегося права или не препятствовать его реализации.

Наличие права поддерживается государством, что означает установление каких-либо негативных последствий для субъекта, нарушившего право другого субъекта.

Свобода — это установленная законом возможность лица действовать (бездействовать) по собственному усмотрению, избирать то или иное поведение.

Как и право, свобода подкрепляется силой государства воздержаться от ее нарушения или применения наказания за нарушение свобод человека и гражданина. К примеру, в соответствии со ст.

28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания. Нарушение этих свобод может влечь за собой уголовную ответственность (ст. 148 УК РФ).

Диспозиция ст. 136 УК РФ включает в себя дополнительный элемент правового статуса человека и гражданина, который не отражен в Конституции РФ, — это законные интересы (в главе 2 Конституции РФ говорится только о правах и свободах человека и гражданина).

Законные интересы представляют собой установленную законом возможность реализовать какой-либо интерес, приобрести благо.

От права законный интерес отличается тем, что реализация интереса, приобретение блага зависят не только от волеизъявления самого субъекта, но и от наступления каких-либо юридически значимых фактов, волеизъявления других субъектов правоотношений. Так, например, практически как законный интерес сформулировано в ч. 3 ст.

43 Конституции РФ право (в данном случае возможность) на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Реализация данного интереса возможна при условии прохождения конкурсного отбора.

Уяснение содержания рассмотренных понятий важно для правильной квалификации деяний, поскольку они помогают определить сферу причинения ущерба.

При этом, говоря о сфере причинения ущерба, следует обратить внимание на то обстоятельство, что в диспозиции ч. 1 ст. 136 УК РФ нарушаемые права, свободы и законные интересы не ограничены только рамками Конституции РФ.

Единственное конституционное право, которое указано в рассматриваемой норме, — это установленное Конституцией РФ равенство прав и свобод человека и гражданина (равноправие). Иные права, свободы и законные интересы, о которых говорится в диспозиции ч. 1 ст.

136 УК РФ, могут быть как конституционного, так и неконституционного плана, но конструктивным признаком рассматриваемого состава преступления при этом является обязательное наличие нарушения равноправия.

Виды нарушений могут быть многообразны и зависят от характера нарушаемого права, свободы, законного интереса, но, с нашей точки зрения, все их можно объединить понятием воспрепятствования в реализации имеющегося права и т.д.

Дискриминация может быть выражена в увольнении с работы (например, при сокращении рабочих мест), отказе в приеме на работу, незачислении в учебное заведение или отчислении из него по национальному или гендерному признакам, языку, религиозным убеждениям и т.д.

, отданию предпочтения другим лицам (другой национальности, пола), в то время как объективно иной гражданин обладал преимуществом и он должен был быть принят на работу, учебу.

Дискриминация может также заключаться в отказе в предоставлении информации, отказе в продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг и т.д. по этим же причинам и др.

При дискриминации именно признаки пола, расы, национальность, язык, происхождение, имущественное или должностное положение, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям, а не индивидуальные качества становятся основой для решения соответствующего вопроса.

Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от иных обстоятельств или по иным основаниям не образует рассматриваемого состава преступления.

Сложность квалификации нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина состоит в том, что это посягательство всегда выражается в нарушении не одного, а минимум двух прав.

Первое — это всегда нарушение равенства, второе — нарушение иного права, свободы, законного интереса. Это обусловлено тем, что нарушение равноправия не может быть совершено само по себе, вне зависимости от иного нарушаемого права.

Другими словами, нарушение равноправия должно в чем-то выражаться, а выражаться оно может в нарушении, например, прав, о которых говорилось выше.

В этой связи возникает вопрос о правовой оценке деяния в следующих случаях. Первый. Осуществлено посягательство на равноправие граждан путем нарушения неконституционного права, например права на покупку товара (договор купли-продажи на последний имеющийся в наличии экземпляр товара был совершен не с потерпевшим, а с иным лицом, которому отдано предпочтение по признаку национальности).

В этой ситуации, как представляется, деяние следует квалифицировать только по ч. 1 ст. 136 УК РФ, поскольку ответственность за нарушение второго права уголовным законом не установлена. Второй случай. Посягательство на равноправие граждан осуществлено путем необоснованного отказа женщине в приеме на работу по признаку пола. Таким образом, нарушается конституционное право на свободу труда (ст.

37 Конституции РФ). Уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу установлена ст. 145 УК РФ. В этой связи во втором случае деяние заключается в нарушении равноправия (ст. 136 УК РФ) и в необоснованном отказе в приеме на работу (ст. 145 УК РФ). Нарушение каждого права предусмотрено самостоятельной статьей УК РФ.

Поэтому возникает вопрос о наличии совокупности преступлений или ее отсутствии, поскольку ст. 136 УК РФ можно рассматривать как общую по отношению к ст. 145 УК РФ.

С нашей точки зрения, в подобных случаях можно говорить о наличии совокупности преступлений, поскольку одним действием нарушаются различные конституционные права и свободы, имеются различные непосредственные объекты, каждый из которых защищен самостоятельной статьей Особенной части УК РФ.

Состав нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина формальный.

Преступление считается оконченным с момента выполнения действия, ограничивающего равноправие по признакам, указанным в законе, независимо от наступивших последствий.

Вместе с тем следует отметить, что на практике нередко в действиях о нарушении равенства прав и свобод не находят состава преступления в связи с малозначительностью деяния (ч. 2 ст. 14 УК РФ).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Виновный осознает, что он выполняет действия, нарушающие права, свободы и законные интересы человека в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, и желает их выполнить.

Мотив преступления связан с признаками, указанными в ст. 136 УК РФ. Равноправие нарушается по мотивам неприязни, гнева, злобы и т.п., т.е. недоброжелательного отношения к человеку из-за его национальности, расы, пола и других признаков.

Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Субъект общий.

Частью 2 ст. 136 УК РФ установлена ответственность за то же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. В квалифицированном составе субъект преступления специальный.

Это могут быть как должностные лица органов государственной власти или местного самоуправления либо находящихся в их ведении предприятий и организаций, так и служащие негосударственных (коммерческих) учреждений и предприятий, обладающие распорядительными или иными управленческими функциями, которые позволяют им ущемить равенство граждан (например, незаконные назначения на вышестоящие должности своих земляков, установление повышенных надбавок к заработной плате сотрудникам определенной национальности и др.).

Следует отметить, что, употребляя понятие «служебное положение», законодатель не ограничивает его только лицами, обладающими должностными полномочиями или управленческими функциями.

Понятие использования служебного положения более широкое, но в данном случае нарушение равенства прав и свобод наиболее вероятно со стороны или должностных лиц, или лиц, обладающих управленческими функциями.

Но в любом случае субъект квалифицированного состава преступления является специальным, и для этого состава необходимо наличие связи между служебным положением и совершенным деянием.

Злоупотребления должностных лиц органов государственной власти или местного самоуправления, нарушающие равенство граждан, квалифицируются по совокупности составов преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 136 и ст. 285 или ст. 286 УК РФ. Подобные же деяния служащих коммерческих структур охватываются ч. 2 ст. 136 УК РФ.

Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 УК РФ) необходимо отличать от возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК РФ). Это преступление характеризуется нарушением равноправия граждан (ст. 136 УК РФ), но направлено не на возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды, а на унижение национального достоинства.

Судебная практика по статье 136 УК РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2019 N 45-АПА19-30

Аналогичное понятие дискриминации содержится в статье 5.62 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в статье 136 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Между тем оспариваемая норма регионального закона перечисленные признаки не содержит.

Таким образом, обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, при разрешении заявленных требований судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, позиция суда, изложенная в решении суда, соответствует обстоятельствам административного дела, нарушений или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права не допущено, содержащиеся в апелляционной жалобе доводы основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают и не могут служить поводом для отмены его решения.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *