Аэропорт Южный в Орле: будет ли он функционировать

Орловский губернатор любит удивлять. Но людей, связанных с авиацией и аэропортами, он просто поразил. Всем известно, что орловский аэропорт «Южный» не существует как таковой, причём уже лет пять.

Самолёты не летают, полоса заросла деревьями и травой, инфраструктура разрушена, навигационного и прочего оборудования нет. Но на пресс-конференции в конце июня Вадим Потомский сообщил всем о запланированном чуде: «Мы планируем, что первые взлёт и посадка будут 5 августа. Планируем.

Планируем, я подчёркиваю. Это борт будет межрегиональный, то есть никакие дальнемагистральные, не те, которыми мы привыкли летать в Турцию… Вот я планирую сесть в борт и полететь. Планирую. Я сам хочу взлететь с этой полосы, чтобы и вы не переживали, что можно летать.

Я очень на это надеюсь. Очень надеюсь. Пока я не вижу никаких предпосылок, что это не произойдёт».

Чуда в общем-то не произошло.

Как и предполагала за пару недель до праздника газета «Красная строка», на разбитую полосу 5 августа приземлился не «межрегиональный борт», а лёгкий 4-местный самолёт Tecnam, которому аэродром в принципе не нужен: он взлетает с грунтовки и даже со льда. Из Москвы (вели воздушное судно калужские авиадиспетчеры) прилетели «инвестор и соинвесторы». Сам Потомский, насколько нам известно, «в борт» не сел и не полетел. Пока…

Идея отвергнута, но конкурс объявлен

Идея как-нибудь использовать заброшенный аэропорт преследовала Вадима Потомского с момента его появления в Орле.

Поначалу он, правда, не называл проект приоритетным, но потом понял, что коммерческая составляющая проекта восстановления «воздушной гавани» может быть весьма привлекательной. Особенно если оплатит эту затею федеральный бюджет.

И он ринулся в Москву просить деньги. Странно, но он решил, что их выделит Дмитрий Медведев.

А за примерами того, как «реализуются» просьбы Потомского, далеко ходить не надо.

Рассказывая о рандеву с премьером 1 августа прошлого года, он говорил: «Вопрос о восстановлении аэропорта был поднят мною на недавней встрече с Дмитрием Медведевым, и председатель правительства дал поручение министру транспорта Максиму Соколову рассмотреть возможность организации авиасообщения между Орлом, Москвой, Санкт-Петербургом и, конечно, Крымом».

Аэропорт Южный в Орле: будет ли он функционировать Аэропорт Южный в Орле: будет ли он функционировать

Бывший аэропорт «Орёл-Южный» сегодня

Каков же был реальный ответ? Вопреки распространённому мнению сам факт поручения – это совсем не решение того или иного вопроса. В распоряжении редакции имеется копия письма, подписанного заместителем министра транспорта России О.В.

 Белозёровым и 5 марта 2015 года отправленного в Министерство строительства и ЖКХ, которое тоже «озадачили» реконструкцией развалин аэропорта «Южный» и предложениями изменить в связи с этим генеральный план Орла. Минтранс высказался однозначно: «Необходимо отметить, что аэропорт г.

 Орла исключён из Государственного реестра аэропортов Российской Федерации решением Росавиации от 31.08.2010 №АН.1.04-2672. Учитывая изложенное, из проекта внесения изменений предлагаем исключить положение о реконструкции аэропорта г. Орёл…»

Вот такой однозначный ответ…

Но Потомский уже закусил удила. И 20 марта был объявлен конкурс на право заключения концессионного соглашения по реконструкции «Южного»!

И доведённый до совершенства комфорт…

Оставим на время руины аэропорта и посмотрим, на чём жесобирался улететь оттуда товарищ Потомский? Газета «КоммерсантЪ Воронеж» 23 сентября 2014 г. сообщала, что для орловского авиацентра планируется приобрести сверхлёгкие итальянские самолёты Tecnam (именно на таком прилетели «инвестор и соинвесторы») и американские вертолёты Robinson.

Чуть позже, в марте 2015 г., Вадим Потомский признался, что самолёты закупаться будут и более дорогие: «Представьте, – сказал Вадим Владимирович, – заказали четыре самолёта «Цессна».

Один стоит 4,5 миллиона долларов, в рублях он улетел в два раза выше. Несмотря на это, один из самолётов уже проплачен».

Кстати, с разговорами Потомского об «импортозамещении» покупка импортных летательных аппаратов как-то не вяжется.

Аэропорт Южный в Орле: будет ли он функционировать

Самолёт Tecnam взлетает с грунта

А 27 млн рублей может стоить бизнес-джет Cessna Citation M‑2. Не топовая модель, но вполне себе солидный самолёт для олигарха средней руки. Что касается самых распространённых американских вертолётов Robinson, как следует из рекламного проспекта фирмы, у них «комфорт в полёте доведён до совершенства низким уровнем вибрации двигателя вертолёта».

Аэропорт Южный в Орле: будет ли он функционировать

Салон бизнес-джета Cessna

Вадим Потомский поначалу не раз говорил о том, какие задачи будет решать «его» авиапредприятие. Это межрайонные полёты и межобластные путешествия.

Вы представляете себе доярок, механизаторов и коммунальщиков, стоящих в аэропорту в очереди на рейс бизнес-джета Cessna Орёл – Шаблыкино или готовящихся окунуться в «доведённый до совершенства комфорт» вертолёта Robinson? Мы – тоже, поскольку знаем, что такие самолёты и вертолёты используются для перевозки состоятельных и очень состоятельных людей. Но «совершенный комфорт» почему-то очень важен для губернатора Орловской области. Пример сахалинского коллеги, увлекавшегося приобретением различных комфортабельных штучек, видимо, его не очень пугает.

Кстати, для перечисленных самолётов-вертолётов аэропорт практически не нужен, они и с грунтовой километровой полосы могут взлететь. Зачем же Вадиму Потомскому проект по реконструкции аэропорта и кому на самом деле он выгоден?

Как можно отдать в концессию то, чего нет?

В марте 2015 г.

, согласно распоряжению правительства Орловской области N 69-р, департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области объявил о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения по созданию и реконструкции зданий и сооружений, предназначенных для взлёта, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также объектов производственной и инженерной инфраструктуры аэропорта «Орёл-Южный». Изучение трёх томов конкурсной документации, в которых описываются условия и требования к сторонам, критерии отбора, сроки, прочие детали, – крайне увлекательное занятие. Оно сильно напоминает чтение обвинительного заключения по уголовному делу о мошенничестве, связанному с переводом государственной либо муниципальной собственности в конкретно определённые частные руки, минуя законные процедуры, и её дальнейшей эксплуатацией.

Орловчанам, конечно, известно, что дела подобного уровня не делаются в одиночку. Для реализации упомянутого проекта была создана рабочая группа, которую возглавил лично губернатор Орловской области Вадим Потомский.

Он стал инициатором проекта, публично заявлял о его реализации, лично подбирал «инвестора», обещал поддержку и своё покровительство участникам группы.

Вторым лицом в ней был Михаил Бабкин, первый заместитель губернатора, которого Вадим Потомский привёз с собой из Всеволожска и именовал не иначе как «блестящим экономистом», который «знает что делать».

Бабкину, правда, насладиться плодами концессионного соглашения уже не удастся. 5 августа, в день освобождения Орла от фашистских оккупантов, он скоропостижно освободил свой кабинет в здании областной администрации, чтобы отбыть в неизвестном направлении.

Экономические выкладки Бабкина, по некоторым данным, были реализованы тройкой непосредственных исполнителей, готовивших концессионное соглашение.

В неё вошли руководители и сотрудники департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области: Владимир Макарчук, ведущий инспектор по контролю за исполнением поручений, Андрей Синягов, руководитель департамента, и Армен Мнацаканов, его заместитель. Все трое – личные назначенцы Вадима Потомского из Брянска, Санкт-Петербурга и Всеволожска.

Любое соглашение, даже концессионное, должно иметь свой предмет. Упоминаемое нами соглашение предмета не имеет! Мы ведь уже писали, что аэропорт «Орёл-Южный» исключён из Государственного реестра аэропортов Российской Федерации.

Соглашение администрации Потомского с концессионером нарушает 41-ю статью кодекса. Нет, в данном случае ещё не уголовного, а Воздушного кодекса РФ.

В соответствии со статьёй, все гражданские аэродромы и аэропорты подлежат государственной регистрации с включением данных о них в упомянутый Государственный реестр.

В общем, если аэродрома или аэропорта в реестре нет, то его нет в природе, его нельзя называть аэродромом, продать, купить, приватизировать, реконструировать и так далее. А вот умыкнуть три земельных участка и взлётную полосу – можно…

Смутные сомнения в том, что главной целью «концессии» являются реконструкция и запуск аэропорта, начинают терзать читателя и в тот момент, когда выясняется, что в конкурсной документации нет сведений о том, аэропорт какого класса имеется в виду (их всего шесть).

Цифры в конкурсной документации прописаны странные. Реконструкция орловского аэропорта ещё в докризисном 2013 году оценивалась Минрегионом в 3 млрд рублей.

А в исследуемых нами документах претендент должен подтвердить намерения финансирования строительства и реконструкции объектов концессионного соглашения в размере 121 млн рублей.

Запоминайте суммы: 3 миллиарда и 121 миллион.

«Шалости» с действующим законодательством встречаются повсюду. Например, видимо, по причине особой симпатии к концессионеру сумма задатка для него определена в 1 млн рублей (по закону – не менее 6,5 млн руб.).

Начальное значение ежемесячной платы концессионера – всего 100 тыс. рублей в месяц. А что потом? Потом – «сладкая жизнь!» Концессионер получает землю и недвижимость на 49 лет. И никакого увеличения ежемесячной платы не будет! Какова будет реальная стоимость использования «объекта» через 10 лет при инфляции 10% в год? Правильно, нулевая!

«Инженеры» и «короли бензоколонок»

Крайне выгодные условия конкурса должны были бы вызвать огромный поток будущих концессионеров. Но заявку представил только один участник. Именно ему и было предложено заключить концессионное соглашение.

А название фирмы-победителя ООО «ИКС», или «Инженерная корпорация Самсонова»,было известно ещё за полгода до объявления конкурса.

Губернатор области Вадим Потомский много раз озвучивал, что аэропорт будет реконструировать «Инженерная корпорация Самсонова», и в декабре 2014 года, за три месяца до конкурса, в эфире местного телевидения он назвал свои взаимоотношения с ней «крупнейшим инвестиционным проектом года».

Читайте также:  Что делать при утере паспорта Беларуси в 2021 году: размер штрафа

5 августа лидер рабочей группы по реконструкции юридически несуществующего аэропорта Вадим Потомский встретил на взлётной полосе самолёт, который привёз «инвестора» и двух граждан, именуемых «соинвесторами». Главным, понятно, был Дмитрий Самсонов, владелец ООО «Инженерная корпорация Самсонова», а сопровождали его – Александр Лунегов и Алексей Козлов – владельцы ООО «Альфа-Петрол В».

Чем же занимаются в «неорловской» жизни два эти, безусловно, уважаемые ООО? Построили ли они хоть один аэропорт? Основным видом деятельности «инженерной корпорации» является консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.

А на сайте другого ООО читаем: «В настоящее время «Альфа-Петрол В» – это холдинговая компания с развитой инфраструктурой, что позволяет нам принимать активное участие в проектировании, строительстве и сдаче в эксплуатацию современных автозаправочных комплексов».

И в качестве примеров перечислено около двух десятков автозаправок…

Невооружённым взглядом видно, что конкурсные документы готовили под непрофильную компанию. По ним аэропорты в принципе вообще может строить кто угодно.

Единственное требование: «Наличие опыта строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию на территории Российской Федерации и (или) за рубежом объектов производственной инфраструктуры либо инвестирования в строительство (реконструкцию) таких объектов». Тут и те, кто кроме бензоколонок ничего не строил, подойдут.

Правда, даже им построить требуемые проектом концессии обязательные здания – не проблема, поскольку это типовой проект пассажирского аэровокзала советских времён.

Показанные на эскизах домики – это «обязательная программа», а вот главные объекты, которые ООО «ИКС» и «Альфа-Петрол В» могут строить и оставить в своей собственности, – совсем иные. В Приложении 1 к 1-му тому  конкурсной документации (п.

 30) говорится: «Концессионер вправе с согласия Концедента возводить на земельном участке, находящемся в собственности Концедента, следующие объекты недвижимого имущества, не входящие в состав объекта Соглашения, предназначенные для использования при осуществлении Концессионером деятельности по настоящему Соглашению: ремонтно-техническую базу предполётного обслуживания самолётов малого и среднего класса, гостиницу, бизнес-центр, топливно-заправочный комплекс, ангары для хранения самолётов, закрытые стоянки спецавтотранспорта, площадку для установки ёмкостей отработанных нефтепродуктов, пункт чистки и мойки…»

А пункт 38 ставит всё на свои места: «Имущество, созданное или приобретённое Концессионером при исполнении настоящего Соглашения и не являющееся объектом Соглашения, является собственностью Концессионера».

Суть возможной будущей аферы такова: концессионеры, получая без аукциона землю под строительство, строят убогие «обязательные объекты» и высокодоходные гостиницы, бизнес-центры и пр. Затем концессия досрочно прекращается по соглашению сторон (такой пункт есть в документах).

Аэровокзал и КПП, по условиям концессии, переходят в собственность субъекта Федерации, а вся высокодоходная часть остаётся в собственности Концессионера. И за их использование и государственные, и частные авиакомпании будут платить.

Кому? Концессионеру, конечно! И явно не по 100 тысяч рублей в месяц…

В конкурсных документах есть ещё момент, который, несомненно, должен заинтересовать даже такую благодушно относящуюся к любым инициативам Вадима Потомского прокуратуру, как орловская.

В составе земельных участков, включённых в объект соглашения для строительства объектов аэропорта, «случайно» оказались более 20 гектаров (кадастровый номер 57:25:0021001:104), имеющие вид разрешённого использования – для комплексного освоения в целях жилищного строительства!

И на десерт – ещё один занятный факт. Судя по конкурсным документам, аэропорт в Орле должен быть пассажирским. Во всяком случае в приложениях к Концессионному соглашению фигурируют: аэровокзал, рассчитанный на 100 пассажиров в час; касса для продажи билетов; зона ожидания регистрации; кафе и прочее.

Но 22 июня на аппаратном совещании Вадим Потомский вдруг заявил: «Это будет крупный логистический центр. Аэропорт будет не пассажирский, а грузовой».

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Результаты конкурса отменять? Концессионное соглашение разрывать? Или задним числом менять все условия, такие комфортные для «инженеров» и строителей бензоколонок? Что думает по этому поводу прокуратура Орловской области?

Аэропорт "Орел": история и текущие перспективы развития :

Нынешний аэропорт города Орел размещен в 6 км в юго-западной части от центра города. Он носит название «Южный». Весь основной авиатрафик проходит через него.

Удобная площадка для небольших воздушных судов

Аэропорт Южный в Орле: будет ли он функционировать

Аэродром «Орел-Южный» располагает взлетно-посадочной полосой класса B общим размером 2500х45 м, которая способна принять лишь воздушные суда, обладающие максимальным взлетным весом 98 тонн. Такая площадка удобна для принятия таких самолетов, как «Як-42», «Ту-154», современный «Боинг-737». Этот аэропорт (Орел) имеет богатую историю, ведь долгое время он был в числе стратегически важных объектов страны.

Немного истории этой воздушной гавани

Первый аэроплан поднялся в небо с этого ипподрома еще в 1909 году, находившегося в то время за Крестильным кладбищем. В 1911 году на этим губернским городом взлетел первый биплан, которым управлял первый российский летчик С.И. Уточкин.

На территории бывшего ипподрома была создана в 1921 году станция для проведения регулярных рейсов основных аэропланов авиалинии Москва-Орел. Вскоре, в 1923 году, эта действующая линия была расширена следующим направлением: Москва-Орел-Харьков-Тифлис.

Аэропорт Южный в Орле: будет ли он функционировать

30-е годы для этого города ознаменовались сооружением 2-х новых аэродромов:

  1. На территории Наугорского шоссе был возведен и выпущен в экспулатацию аэропорт гражданской авиации, откуда и выполнялось большинство востребованных рейсов местных воздушных авиалиний в райцентры и крупные села Орловской области.
  2. На нынешнем месте аэропорта «Орел-Южный» был возведен просторный аэродром гражданской авиации, который носил во время Великой Отечественной войны статус стратегического объекта. На его территории силами немецкой армии был проведен необходимый ремонт и его качественная реконструкция.

По окончании военных действий аэропорт «Орел» был полностью разминирован и его рабочее состояние восстановилось. В течение 30 лет здесь базировался авиационный полк.

К началу 70-х годов западная окраина города начала активно расширятся, земли распределялись под жилые постройки. Постоянный гул сверхзвуковых истребителей причинял огромные неудобства жителям близлежащих районов.

По их просьбам этот полк перенаправили в Курск на территорию аэродрома «Восточный», эта авиационная часть была переоформлена в пехотный полк.

С начала 90-х годов здесь успешно развивалась компания «Орел-Авиа», эксплуатировавшая отечественные самолеты «Ту-154», «Ту-204», «Як-42Д». К концу этого периода было объявлено о ее банкротстве.

На смену этой компании в 1998 году пришел известный авиаперевозчик «Трансаэро», который и превратил город в место для регистрации.

Основываясь на соглашении с местными властями, компании предоставили 50% налоговых послаблений взамен на реконструкцию здания этой воздушной гавани и капитальный ремонт имеющейся взлетно-посадочной полосы.

Эта полоса для приема воздушных судов была значительно удлинена и подверглась модернизации, именно по этой причине повысился текущий класс используемого аэродрома.

Вплоть до 2000 года эта площадка активно использовалась «Трансаэро» для совершения авиарейсов в следующие города: Москва, Минск, Саратов, Пенза и т.д.

При в тот момент действующем губернаторе Строеве аэропорт «Орел» также активно использовался для совершения правительственных рейсов в столицу.

На ближайшее будущее в планах у них было возведение второй очереди этой гавани, которая должна была включать в себя современные грузовые и пассажирские терминалы, просторный перрон и всю сопутствующую инфраструктуру. Но все обернулось вовсе не так, как планировалось.

Нынешнее состояние и ближайшие перспективы развития

Аэропорт Южный в Орле: будет ли он функционировать

После перехода авиакомпании «Трансаэро» в Санкт-Петербург аэропорт «Орел» потерпел фиаско, теряя колоссальные прибыли. Многие числившиеся в его арсенале самолеты перешли в частную собственность, производили они лишь рейсы служебного плана, а после сокращения финансирования этого объекта и вовсе были увезены с территории города.

Для приведения этого воздушного порта в порядок требовались колоссальные финансовые вливания. Именно по этой причине непригодный к эксплуатации аэропорт был на длительный период законсервирован и исключен из списка гражданских аэродромов.

В 2011 году была запущена важная программа, касающаяся модернизации бывших авиаузлов, в число таких и попал аэропорт «Орел», восстановление которого также требовало государственного субсидирования, только таким способом можно сделать весь комплекс строительных работ на его территории.

Неоправданные надежды

Ожидания местных властей и жителей города Орел по поводу скорейшего восстановления рухнули вместе с вступлением в силу новой программы модернизации. В ответ на обращение Орловского муниципалитета о включении местного аэропорта в эту федеральную программу было отмечено, что повторная реконструкция этой воздушной гавани не является приоритетной.

Кроме всего этого, было также добавлено, что сам факт финансирования этого объекта еще не может в полной мере гарантировать полное восстановление его функциональности по причине отсутствия на его территории базового перевозчика, необходимого оператора аэродрома и его основного эксплуатанта. Муниципалитету Орлоской области стоит обратить свое пристальное внимание на остальные виды транспортных сообщений, потому что нормальных показателей финансово-экономической деятельности местный аэропорт может добиться в случае его полного восстановления лишь к 2024 году.

По оценке Департамента строительства, весь комплекс реконструкционных работ воздушной гавани «Южный» обойдется государству в 3 млрд руб., а на его ежегодное содержание будет тратиться более 200 млн руб. По причине невозможности вливания такого колоссального объема финансовых средств из областного бюджета властям ничего не остается, кроме как начинать искать подходящего инвестора.

Передача авиационного объекта в концессию

Аэропорт Южный в Орле: будет ли он функционировать

Относительно недавно было объявлено о начале конкурса со стороны Департамента госимущества и земельных отношений Орловской области на обладание правом заключения концессии, направленной на реконструкцию местного аэропорта сроком до 2064 года. Речь тут идет о необходимых восстановительных работах всех зданий и сооружений для взлета, посадки и руления, стоянки воздушных судов.

В данном соглашении предусмотрено, что компания, выступающая в роли концессионера, будет в состоянии оплачивать ежемесячно 100 тыс. руб. К будущей кандидатуре победителя этого конкурса также предъявлен целый ряд важных требований. Во-первых, для проведения основных строительных работ потребуется сумма в 121 млн руб.

Так вот, победитель должен быть в состоянии полачивать все эти расходы либо располагать общим балансом активов в размере не менее 5 млн руб.

Также приветствуется положительный опыт заявителя в сфере строительства и ввода в эксплуатацию важных объектов производственной инфраструктуры (либо накопленный опыт инвестирования в этом сегменте).

Планируется провести реконструкцию аэропорта в 2 последовательных этапа. По завершению первичной фазы ремонтных работ эта воздушная гавань уже будет в состоянии принимать небольшие легкомоторные воздушные судна.

Процедура первоначальной части восстановительных работ пройдет за 5 месяцев с момента подписания соглашения. По окончании 2-й ремонтной фазы воздушная гавань будет подготовлена к приему самолетов среднего класса.

Полное завершение строительства этого авиационного объекта намечено на конец 2016 года.

В орле на месте аэропорта может появиться парк развлечений | новости орла и орловской области орелтаймс

Губернатор Клычков, рассказывая о перспективах орловского аэропорта, заявил, что там может появиться парк развлечений.

https://www.youtube.com/watch?v=RlCeHt0-csA

Сегодня после награждения наших коллег в честь Дня печати Андрей Клычков, отвечая на вопросы журналистов, сделал весьма любопытное заявление. Одним из перспективных направлений «реанимации» орловского аэропорта губернатор назвал строительство парка развлечений. По примеру некоего китайского города.

«Недавно наткнулся на публикацию, в которой рассказывалось, что в одном из китайских городов на месте старого заброшенного аэропорта сделали парк развлечений.

У меня на сегодняшний день такое видение – я бы не хотел, чтобы там появился большой жилой микрорайон, не обеспеченный ни инженерной, ни социальной инфраструктурой, который бы просто убил 909 квартал с точки зрения транспортной доступности.

Мне хотелось бы больше создавать мест для притяжения жителей и гостей, для усиления туристической привлекательности», – рассказывают коллеги.

По словам регионального главы, среди множества вариантов – парк может стать самым эффективным управленческим решением. Так, Клычков заявил, что воссоздание аэропорта с его прежними функциями невозможно: ни по техническим, ни по финансовым, ни по логистическим соображениям. Региональный бюджет попросту не сможет субсидировать региональные авиаперевозки по примеру Воронежа и Курска.

Среди иных вариантов Клычков назвал воссоздание аэропорта для посадки грузовых самолётов для реэкспорта зерна в китайский хаб. Однако коронавирусная пандемия внесла и здесь свои коррективы – переговоры не состоялись.

Кроме того, данная идея упирается и в наличие многоэтажного жилого фонда в границах аэропорта, а жители 909 квартала будут далеко не рады такому соседству.

Впрочем, как подытожил губернатор, данный вопрос пока не снят с повестки.

Напомним, история авиаперевозок в Орле началась в 1909 году, когда в орловское небо впервые поднялся аэроплан с ипподрома, находившегося за Крестительским кладбищем. В начале 1930-х годов в Орле были построены два аэродрома.

В 1998 году в Орёл пришла компания «Трансаэро», которая получила 50% налоговых льгот в обмен на реконструкцию здания орловского аэропорта и ремонт взлётно-посадочной полосы.

В декабре 1999 года после семилетнего перерыва воздушное сообщение между Москвой и Орлом было торжественно открыто посадкой самолета Боинг-737. В течение двух лет отсюда выполнялись рейсы в Москву, Минск, Саратов, Пензу.

Однако впоследствии аэропорт по причине своей низкой ликвидности перестал эксплуатироваться. С 2018 года Андрей Клычков пытается его реанимировать. Написаны письма в Минтранс, в Орёл даже приезжал министр. Впрочем, ни губернатору Клычкову, ни министру Соколову так и не удалось расправить крылья для полёта Орла.

Аэропорт Южный в Орле: будет ли он функционировать

Обанкротившееся ООО «Русь-тара» распродаёт имущество ООО «Стемал».
Общество являлось учредителем ООО «Стемал», пытавшегося построить в ОЭЗ «Орел» завод цементно-стружечных плит за 4 млрд руб. …

01.09.2021 12:46 Аэропорт Южный в Орле: будет ли он функционировать

Сегодня губернатор Клычков выехал на завод Орелмасло, который стал виновником в удушающем смоге, накрывшем Орёл в прошедшие выходные.
Ещё накануне региональный глава сообщил, что запах …

Клычков рассказал о перспективах возрождения орловского аэропорта

20 января во время торжественного мероприятия ко дню печати губернатор Орловской области Андрей Клычков рассказал о перспективах орловского аэропорта.

– Вопрос прошёл довольно длинный путь обсуждений на разных уровнях – и в Минтрансе, и в Минстрое и в правительстве РФ этот вопрос обсуждали. И есть ряд определенных сложностей.

В первую очередь, это касается финансовых затрат для того, чтобы восстановить взлетно-посадочную полосу и обеспечить прилёт самолетов.

Считали экономику этого процесса: можно посмотреть опыт Воронежа, Липецка, Курска, Калуги, где авиаперевозки субсидируются из региональных бюджетов.

Здесь вопрос – будет ли у нас спрос на перевозки до Москвы и Санкт-Петербурга, а это основные направления, потому что пока даже не приходится говорить о каких-то чартерных заграничных рейсах. Наши жители уже на автомате садятся в электричку, доезжают до Москвы и улетают. И пока региональный бюджет не может себе позволить субсидировать авиаперевозки.

Другой вопрос, который мы рассматривали, в том числе и с китайскими партнерами, это организация грузового хаба. Весной прошлого года ожидали делегацию из Китая, чтобы оценить финансовые затраты и возможность посадки больших самолётов, но пандемия внесла свои коррективы.

И пока я не могу сказать ни то, что все идёт, ни то, что все остановилось – пока нет ответа ни да, ни нет. Также сложность упирается в наличие многоэтажного жилого фонда в границах аэропорта. И первый вопрос, с которым столкнётся аэропорт — это недовольство жителей, которые живут в непосредственной близости.

Взлетать бесшумно самолёт не может, и садиться тоже.

Недавно наткнулся на публикацию, в которой рассказывалось, что в одном из китайских городов на месте старого заброшенного аэропорта сделали парк развлечений.

Я понимаю, как это звучит, и что «Орловские новости» сейчас напишут, что на месте аэропорта может появиться парк развлечений, но у меня на сегодняшний день такое видение – я бы не хотел, чтобы там появился большой жилой микрорайон, не обеспеченный ни инженерной, ни социальной инфраструктурой, который бы просто убил 909 квартал с точки зрения транспортной доступности, а хотелось бы больше создавать мест для притяжения жителей и гостей, для усиления туристической привлекательности.

Но пока об этом говорить рано. Пока мы не получим чёткого ответа от Минтранса, что нет перспектив, мы будем работать в направлении возрождения аэропорта и по малой авиации, и по частной. В советское время все как-то же летало.

Мэр Орла назвал нецелесообразным восстановление аэропорта в городе

Аэропорт Южный не функционирует с 2007 года, в 2010 году он исключен из реестра гражданских аэродромов Российской Федерации.

Восстановить полеты из Орла предлагали экс-губернаторы Орловской области Александр Козлов (в апреле 2009 года на встрече с президентом Владимиром Путиным) и Вадим Потомский (в сентябре 2014 года было подписано соглашение с «Инженерной корпорацией Самсонова о восстановлении авиасообщения с соседними регионами». Два года спустя торги были признаны несостоявшимися).

«В генеральном плане, который был принят в 2017 году, предусмотрена реконструкция аэропорта и строительство площадки под размещение еще одного автобусного вокзала.

Я бы очень хотел, чтобы в Орле был свой аэропорт, но с другой стороны, я прекрасно понимаю, степень экономических затрат — содержать аэропорт с системой навигации не целесообразно Не так давно на горсовете вернулись к теме строительства школы на прилегающей территории, что касается самой полосы, то она — федеральная, надо искать варианты, как ее загрузить», — сказал мэр.

Новиков также отметил, что наличие собственного аэропорта повысило бы инвестиционную привлекательность города и региона в целом.

Три года назад рассматривали возможность запуска легкомоторных самолетов, однако стоимость одного билета превышала 18000 рублей, Для сравнения, стоимость услуг такси от Орла до Москвы — от 5-6 тыс. рублей.

Кроме того, предлагали и создать на базе Орловской области грузовой хаб с таможенным терминалом, в том числе для Московского региона.

Еще одним фактором против восстановления аэропорта является плотная жилая застройка в непосредственной близости от взлетно-посадочной полосы. «Есть опасение, что люди будут жаловаться», — отметил глава города.

Аэропорт Южный был построен в 30-годах прошлого года. Во время Великой Отечественной войны там базировалась часть второй группы немецкой 51-й истребительной эскадры Luftwaffe Ost.

В 50-годах аэропорт был разминирован и на его базе сформировали 472-й истребительный авиационный полк противовоздушной обороны.

В 1979 году полк был перебазирован в Курск из-за динамично развивающегося микрорайона — гул сверхзвуковых истребителей доставлял массу неудобств жителям города.

Аэропорт был переоборудован в гражданский в 1981 году.

Спустя 12 лет была создана авиакомпания «Орел-авиа», в 1998 году ей на смену пришла компания «Трансаэро», удлинившая полосу и повысившая класс аэродрома до второго.

Планировалось построить терминал и перрон, однако компания ушла из Орла в Санкт-Петербург в 2004 году, так и не осуществив планы. С тех пор аэропорт принимал частные рейсы, которые прекратились в 2007 году.

Орел оставляют без крыльев

После нескольких неудачных попыток восстановить не работающий с середины 2000-х годов аэропорт Орла местные власти сообщили о планах его переоборудовать под гоночную трассу. Финансировать проект оценочной стоимостью около 10 млн руб., по планам чиновников, должен пока не найденный инвестор.

Участники авиарынка предупреждают, что гонки могут окончательно разрушить покрытие взлетно-посадочной полосы (ВПП), после чего возобновление работы аэропорта станет технически невозможным. Впрочем, эксперты сомневаются в его необходимости для небольшого (около 320 тыс.

человек) города в 350 км от Москвы.

Переоборудование неработающего уже более десяти лет аэропорта «Орел-Южный» под гоночную трассу анонсировал врио губернатора Орловской области Андрей Клычков, уже ставший кандидатом на выборах главы региона. Соответствующее заявление он сделал во время прошедших на минувших выходных соревнований по дрэг-рейсингу на кубок губернатора.

В пресс-службе облправительства рассказали “Ъ”, что региональное управление спорта с начала этой недели «начало готовить проектно-сметную документацию по переоборудованию части старого аэродрома под профессиональную гоночную трассу». Кроме того, власти ищут и инвестора, который сможет финансировать проект.

Сроки его реализации и параметры, в том числе длина и конфигурация будущего гоночного трека, еще не определены, отметили в пресс-службе.

По словам господина Клычкова, он не собирается «игнорировать современные тренды» и рассчитывает, что местным «любителям скорости не придется нарушать правила движения на дорогах общего пользования, если у них будет возможность выплеснуть адреналин на специально подготовленной трассе».

Регулярные рейсы из «Орла-Южного» в Москву завершились в 2000 году, ранее в 1990-х он был базовым для авиакомпании «Трансаэро» которая выбрала орловскую юрисдикцию из-за 50% налоговых льгот.

В 2010-м аэропорт был исключен из госреестра гражданских аэродромов РФ в связи с отсутствием регулярных вылетов и «нарушением требований к госрегистрации и обеспечению безопасной эксплуатации».

В 2013 году Минрегионразвития РФ отказало орловским властям во включении проекта восстановления аэропорта в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». Тогда стоимость реконструкции оценивалась примерно в 3 млрд руб., а годовые затраты на его содержание — в 150–200 млн руб.

Ранее аэропорт был способен принимать воздушные суда с максимальным взлетным весом 98 тонн (Як-42, Ту-154, Boeing 737 и более легкие), а также вертолеты всех типов. ВПП аэропорта длиной 2,5 км покрыта асфальтобетоном. Ближайший действующий аэропорт находится в Курске на расстоянии около 160 км.

Орловские власти не раз планировали восстановление или переформатирование неработающего аэропорта.

Андрей Клычков в конце прошлого года уже заявлял, что законсервированный аэропорт «бессмысленно развивать для гражданской авиации, а более перспективно создать на основе него «грузовой хаб с таможенным терминалом».

«С рядом потенциальных инвесторов мы уже обсуждали эти планы, они сейчас просчитывают идею. Мы со своей стороны делаем все, чтобы сохранить территорию от застройки, и поддерживаем рабочее состояние ВПП»,— говорил в конце прошлого года господин Клычков.

С весны 2015 года по 2016-й орловские власти под руководством бывшего губернатора Вадима Потомского четыре раза пытались привлечь инвестора в не функционирующий более десяти лет объект. Но все конкурсы на право заключения концессионного соглашения по аэропорту «Орел-Южный» признавались несостоявшимся из-за подачи менее двух заявок. Ранее обсуждалась и жилая застройка его территории.

Президент федерации автомобильного спорта Воронежской области, бывший директор автоспортивного комплекса «Белый колодец» Алексей Филимонов, считает, что проект орловских властей будет актуален для автоспорта, поскольку «в России очень мало безопасных длинных трасс, подходящих для дрэг-рейсинга». «Эта спортивная дисциплина активно развивается, одновременно растут технические возможности автомобилей. Например, мы в «Белом колодце» (автомобильный спорткомплекс в Воронежской области.— “Ъ”) в свое время столкнулись с нехваткой длины трека для дрэга,— рассказал господин Филимонов.— Десять лет назад на финише участка трассы 400 м, четверти мили, автомобили разгонялись до 190–200 км/ч, сейчас скорости доходят до 330 км/ч, тормозить приходится с парашютом. Поэтому все серьезные гонки можно безопасно проводить только на неработающих аэродромах, которых очень немного».

Минимальную стоимость переоборудования аэродрома в постоянный гоночный трек, без ремонта покрытия, господин Филимонов оценил в 10 млн руб. «Нужно оценивать состояние полосы: если она уже начала крошиться, потребуется ее ремонт.

Без этого минимальное переоборудование заключается в устройстве отбойников, защиты зрителей, трибун или навесов для них, пункта управления гонками, боксов или помещений для хранения и обслуживания автомобилей»,— пояснил он. «Также местным властям придется согласовать проект переоборудования в Российской автомобильной федерации, которая лицензирует трассу.

После этого на ней будет возможно проводить не только местные соревнования, но и даже чемпионат России»,— заключил Алексей Филимонов.

Обустройство в аэропорту Орла постоянной гоночной трассы сделает невозможным его восстановление, считает директор сопоставимого по размерам аэропорта Липецка Владимир Малахов.

«Гонки разрушат покрытие взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек, которое уже, возможно, пострадало за годы консервации. После этого для возобновления работы нужна будет многомиллиардная реконструкция.

Это может навсегда оставить Орел без аэропорта»,— считает господин Малахов.

«Если аэропорт не работает уже десять лет и все это время за полосой никто не ухаживал, то она будет требовать реконструкции и без гонок. Вряд ли автомобили смогут еще сильнее ухудшить ее состояние, так как эксплуатировать ВПП по назначению в этом случае все равно нельзя»,— добавил директор аэропорта Курска Валерий Стоянов.

Исполнительный директор «Авиапорт» Олег Пантелеев отметил, что восстановление аэропорта в небольшом городе, расположенном недалеко Москвы, «возможно, только если у региона есть мощный индустриальный потенциал, а у его жителей — высокие доходы». «Восстановление возможно, но требует больших инвестиций, разумность которых в депрессивном регионе — под вопросом.

Нужен реальный спрос на перевозки, который в Калуге, например, обеспечивает особая экономзона с локализацией производства многих зарубежных компаний. В Орле аэропорт может обеспечить только небольшое количество рейсов в Москву и в курортное время — на несколько популярных направлений. В таком случае перепрофилирование оправдано»,— полагает господин Пантелеев.

Сергей Калашников, Воронеж

Орловская область потеряла надежду на аэропорт

Орел, 2 марта 2018, 18:17 — REGNUM Министр транспорта РФ Максим Соколов, который 2 марта посетил Орловскую область, выразил сомнение в том, что необходимо восстанавливать работу аэропорта в Орле.

Как сообщила пресс-служба правительства региона, «в ходе визита в Орловскую область министр транспорта РФ Максим Соколов посетил аэропорт «Орел-Южный» и выставку специализированной техники. Министр транспорта РФ отметил высокий уровень орловских машин. Максим Соколов также ознакомился с возможностями аэропорта «Орел-Южный».

Однако, по данным местных СМИ, по итогам посещения аэропорта уже на совещании в правительстве региона глава Минтранса высказал сомнения в том, что восстановление его работы так уж необходимо. Главным аргументом за то, что у возобновления авиасообщения в регионе нет потенциала, является неудачное расположение аэропорта.

«Вопрос транспортной доступности Орловской области актуален. Но если говорить объективно, то расположение аэропорта в черте города — это его минус. Если говорить о возобновлении авиасообщения, то необходимо выводить аэропорт за черту города. Это вопрос безопасности», — цитируют Соколова «Орловские новости».

Глава Минтранса подчеркнул, что сегодня Орловской области стоит сосредоточиться на развитии автомобильного и железнодорожного сообщения с соседними регионами.

Что касается идеи создания грузового хаба на базе аэропорта, то она, по словам Соколова, требует больших затрат.

Аэропорт «Орел-Южный» — бывший военный аэропорт, работал в качестве гражданского с 1981 года. В 1990-х его работа была приостановлена, но в 1998 году компания «Трансаэро», которая зарегистрировалась в Орле, в рамках соглашения с региональными властями провела работы по модернизации ВПП. В 1999 году возобновилось авиасообщение между Орлом и Москвой.

В 2004 году «Трансаэро» ушла из Орла, а с ее уходом в упадок стал приходить и аэропорт. Планы по строительству второй очереди аэропорта так и не были реализованы. С 2010 года аэропорт прекратил функционировать.

В 2014—2016 годах региональные власти предприняли попытку реанимировать аэропорт: был даже найден потенциальный инвестор, но конкурс по отбору концессионера в итоге провалился — трижды.

В феврале этого года врио губернатора Андрей Клычков сообщил о планах создать на базе Орловского аэропорта грузовой хаб.

Между тем в конце февраля стало известно о планах по открытию бесплатного трансфера из Орла в международный аэропорт «Воронеж».

Отметим, что о необходимости развивать сеть региональных аэропортов накануне, 1 марта, в своем Послании Федеральному собранию РФ заявил глава государства Владимир Путин. Он подчеркнул, что будет налаживаться прямое сообщение между регионами.

«Через шесть лет половина межрегиональных рейсов будет выполняться напрямую. Ситуация, когда даже в соседнюю область нужно лететь через Москву, во многом останется в прошлом».

Читайте ранее в этом сюжете: Без аэропорта, но с трансфером: жителям Орла предложили летать из Воронежа

Читайте развитие сюжета: Без аэропорта, но с гоночной трассой: Орел в «тренде»

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *