Уровень бедности в беларуси в 2020-2021 годах

2 марта 2020 | Время чтения 5 мин

Аннотация

Официальной статистике непросто скрывать нищету и бедность. Особенно непросто это даётся в постсоветской Белоруссии, руководство которой декларирует построение «государства для народа».

Сергей Артёменко, 2 марта 2020, 17:03 — REGNUM По итогам проведённого Белстатом в IV квартале 2019 года выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни располагаемые ресурсы в расчете на домашнее хозяйство составили 1405,9 белорусских рублей в месяц, в том числе в городах и поселках городского типа — 1511,4 бел.руб. и 1129,2 бел.руб. на селе. Об этом 28 февраля проинформировал Национальный статистический комитет Белоруссии.

Уровень бедности в Беларуси в 2020-2021 годах

Белорусский флаг

Иван Шилов © ИА REGNUM

В Белоруссии в 2019 году около 40% расходов составили траты на питание

Среднемесячные располагаемые ресурсы в расчете на среднестатистическое домашнее хозяйство — это денежные средства домашних хозяйств, стоимость потребленных продуктов питания, произведенных в личном подсобном хозяйстве за вычетом материальных затрат на их производство, и стоимость полученных в натуральной форме льгот и выплат. В долларовом эквиваленте на дату публикации они составили $629.

Денежные расходы среднестатистического белорусского домохозяйства в последнем квартале прошлого года составили 1338,7 белорусского рубля в месяц ($599), из которых 1011,5 рубля (75,6%) приходится на потребительские расходы.

Под таковыми понимаются расходы домохозяйств на питание (включая общественное питание), покупку алкогольных напитков, табачных изделий, непродовольственных товаров и оплату услуг.

В состав потребительских расходов не включаются налоги, материальная помощь и другие не связанные с потреблением расходы, а также все расходы, связанные с производством сельскохозяйственной продукции в личном подсобном хозяйстве и накоплением (банковские вклады, покупка недвижимости, иностранной валюты и так далее).

Уровень бедности в Беларуси в 2020-2021 годах

Белорусские рубли и копейки

© ИА REGNUM

«В структуре потребительских расходов домашних хозяйств доля расходов на питание составила 38%, на покупку непродовольственных товаров — 34,8%, на оплату услуг — 24,4%», — сказано в официальном сообщении.

Согласно официальной статистике, доля расходов белорусских домохозяйств на еду за последние годы заметно сократилась. В декабре 2016 года Белстат сообщал: «В структуре потребительских расходов домашних хозяйств доля расходов на питание составила 41,6%, на покупку непродовольственных товаров — 31,2%, на оплату услуг — 23,9%».

Тем не менее доля расходов белорусских домохозяйств на еду намного выше, чем в странах западнее, не говоря уж о Старой Европе. Денежные доходы среднестатистического поляка в разы больше среднестатистического жителя бывших «кресов всходних». Она выше до вычета налогов («номинальная» в белорусском определении) и с вычетом.

Ещё в феврале 2018 года средняя зарплата в Польше составила 4600 злотых (около $1350 долларов). В конце 2020 года столько не получает целое белорусское домохозяйство с двумя работниками.

Постановлением белорусского Совмина с 1 января 2020 года установлена минимальная заработная плата в размере 375 белорусских рублей ($168). В соседней Польше этот же показатель с нового года установлен на уровне 2600 злотых ($662). Российский МРОТ с 1 января 2020 года повышен до 12 130 рос. руб. ($183).

Реальные доходы населения в 2019 году увеличились на 0,8% — Росстат

Доходы домохозяйств Белоруссии и стран Старой Европы различаются уже не в разы, а на порядки. Сторонники «белоруской модели», до сих пор подпитываемой российской непрямой «поддержкой» в виде льготных цен на энергоносители и т. д., в таких случаях используют контраргумент высокой «коммуналки» и прочих услуг, а также высоких налогов.

Действительно, коммунальные услуги в Западной Европе и даже Прибалтике намного выше, чем в Белоруссии.

Однако и зарплаты там отличаются намного больше, и газ для отопления Франция, Германия, Польша или Литва покупают не по $127 за тысячу кубометров, как это обходится Белоруссии.

В итоге за вычетом налогов у жителя ЕС на еду остаётся денежных средств намного больше, а пенсии кратно больше белорусских зарплат.

https://www.youtube.com/watch?v=Vi3UJ-JfP5s

Немаловажно и то, что продукты питания в Польше намного дешевле, чем в Белоруссии. То есть на польское домохозяйство может потребить таковых кратно больше и предпочесть более качественные продукты — например, лосося вместо пикши или карпа, говядину вместо свинины или мяса бройлера.

Уровень бедности в Беларуси в 2020-2021 годах

Винсент ван Гог. Едоки картофеля. 1855

Сравнение с Российской Федерацией и Казахстаном (партнёры по ЕАЭС) также не в пользу «белорусской модели». Например, ещё в I квартале 2019 года денежные доходы казахстанских домохозяйств составляли 564,1 тыс. тенге ($1488).

Подробности в сюжете: ЕАЭС

Белстат рассматривает домохозяйства в среднем, учитывая также домохозяйства из одного человека. При более пристальном рассмотрении обнаруживается колоссальное социальное расслоение, характерное для стран Латинской Америки и Африки.

Белорусские семьи с детьми гораздо ближе к черте бедности. Проживание вне Минска и других областных центров, наличие детей и профессиональная деятельность позволяют сразу и весьма близко к реальному положению дел указать на уровень доходов как среднестатистического гражданина, так и домохозяйства.

Белорусская провинция спасается от нищеты миграцией в крупные города. Александр Лукашенко не придумал ничего лучше, чем сдерживать миграционный поток ограничением строительства жилья в столице. Такая мера лишь взвинтила цены на аренду квартир и сделала менее доступным решение жилищного вопроса не только для минских домохозяйств, но и для сограждан-провинциалов.

Черта бедности в постсоветской республике измеряется бюджетом прожиточного минимума (БПМ), который с 1 февраля 2020 года был повышен.

Министерство труда и социальной защиты Белоруссии информировало: «Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения установлен в размере 239 рубля 87 копеек, что на 3,5% выше по сравнению с нормативом, действовавшим с 1 ноября 2019 г. по 31 января 2020 г.». Указанный БПМ эквивалентен $113.

Исходя из численности населения Белоруссии в 9,4 млн человек и других данных Белстата, есть основания полагать, что за чертой бедности в республике находится гораздо больше граждан, чем это отражено в официальных данных по безработице и нищете.

В целом показатели средней зарплаты, средних доходов стандартных домохозяйств, зарегистрированной безработицы, зарегистрированной в МВД Белоруссии миграции и многие другие данные имеют весьма опосредованное отношение к реальной социально-экономической ситуации.

Читайте новости сюжета: Экономический кризис в Белоруссии

Средний белорус живет на 500 рублей в месяц, и почти 230 тысяч человек — за чертой бедности: отчет Белстата

  • Виктор ПАЖИТОК
  • 2 декабря 2019 17:49
  • При этом у самых богатых белорусов доход в шесть раз больше, чем у самых бедных

Уровень бедности в Беларуси в 2020-2021 годах

За чертой бедности живут 227 тысяч белорусов. Их доходы ниже бюджета прожиточного минимума, который в третьем квартале составлял 231,4 рубля Павел МАРТИНЧИК

Доход более половины (51,7%) белорусов не превышает 500 рублей — такие данные содержатся в отчете Национального статистического комитета за третий квартал этого года. 20,6% белорусов — то есть примерно каждый пятый — имеют ежемесячный доход в пределах от 400 до 500 рублей, еще 15,5% располагают суммой от 500 до 600 рублей.

За чертой бедности (т. е. ниже бюджета прожиточного минимума, который в третьем квартале составлял 231,4 рубля), по свежим данным Белстата, живут 227 тысяч белорусов. Целый город величиной с Бобруйск!

Больше всего тех, чей доход менее 200 рублей, — в Могилевской области (4,5%), меньше — всего 0,5% — в столице. Отметим, что в зоне риска чаще всего находятся семьи с детьми: по статистике, каждая четвертая семья, воспитывающая трех и более детей, является малообеспеченной.

В то же время около 1,5 миллиона человек имеют доход более 800 рублей в месяц. Данные статистики указывают, что больше всего тех, кто располагает таким уровнем дохода, — в Минске, почти каждый третий. Для сравнения: в Витебской области доходом более 800 рублей может похвастаться только каждый десятый.

Разница в доходах между самыми богатыми и самыми бедными белорусами составляет 6 раз. Так, в 10% самых бедных домашних хозяйств средние ресурсы на одного человека составляют чуть больше 243 рублей, а в 10% самых богатых — почти 1465 рублей.

КСТАТИ

В 2020 году зарплаты бюджетников будут расти опережающими темпами, об этом рассказал министр финансов Максим Ермолович. По словам министра, уже сегодня отношение средней зарплаты в бюджетном секторе к средней зарплате по стране составляет около 80%. В будущем году этот показатель планируют увеличить еще больше.

— Мы закладываем опережающие темпы роста заработной платы в бюджетном секторе, потому что они в предыдущие годы отставали. Теперь нам нужно делать более быстрый шаг, — подчеркнул глава финансового ведомства.

За 20 лет уровень малообеспеченности в Беларуси снизился почти в 9 раз — Минэкономики

Уровень бедности в Беларуси в 2020-2021 годах

Фото из архива

Читайте также:  Сдача багажа в аэропорту после электронной и обычной регистрации в 2021 году

Для оценки уровня жизни населения проводятся выборочные обследования домашних хозяйств. Малообеспеченными считаются люди, у которых располагаемые ресурсы на одного человека находятся ниже бюджета прожиточного минимума.

В Беларуси БПМ в среднем на душу населения в 2020 году составлял Br253,5, а с 1 февраля 2021 года повысился до Br262,87.

Об уровне жизни населения в нашей стране и о том, каких результатов удалось достичь за последние годы, рассказала корреспонденту БЕЛТА заместитель министра экономики Татьяна Бранцевич.

За последние 20 лет уровень малообеспеченности в Беларуси снизился почти в девять раз — с 41,9% в 2000 году до 4,8% в 2020-м.

«Уровень малообеспеченности в республике сопоставим с Казахстаном (4,6% в четвертом квартале 2020 года) и существенно ниже, чем в других странах ЕАЭС.

К примеру, уровень бедности в России составляет 13,3% от общей численности населения, Кыргызстане — 20,1%, Армении — 26,4%», — сказала Татьяна Бранцевич.

В прошлом году, несмотря на негативное влияние пандемии коронавируса, в Беларуси были обеспечены самые высокие темпы роста реальных располагаемых денежных доходов среди стран ЕАЭС — на 4,6%. Для сравнения, в истекшем году индекс реальных денежных доходов в России находился на уровне 96,5%, Казахстане — 101,1%, Кыргызстане — 95% (за девять месяцев 2020 года).

Разумеется, оплата труда составляет основную часть доходов населения. В Беларуси в этой сфере отмечается относительно невысокое расслоение.

Говоря о средней заработной плате, Татьяна Бранцевич отметила, что по итогам 2020 года она составила Br1250,9 и выросла в реальном выражении на 8,2%. В феврале 2021 года — Br1277,1 (4,2%).

«Доля работников с заработной платой ниже Br500 снизилась с 24,4% в 2018 году до 13,2% в 2020-м», — сказала она.

Заработную плату менее Br500 получали 298,1 тыс. работников, из них 28,7% было занято в образовании, 18,8% — в сельском хозяйстве, 12,1% — в промышленности, 11,6% — в здравоохранении и социальных услугах.

По мнению заместителя главы ведомства, значительное количество работников получают невысокую зарплату по объективным причинам. «По данным за ноябрь 2020 года, 55,8% работников с зарплатой ниже минимальной работали на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели», — пояснила она.

Татьяна Бранцевич считает, что в сфере оплаты труда необходим комплексный подход, включающий меры по повышению заработной платы в производственных организациях с зарплатой ниже среднеотраслевой.

Также в текущей пятилетке планируется поэтапное повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы: педагогам — до уровня средней по стране, врачам — в 1,5 раза выше среднереспубликанского уровня, среднему медперсоналу — до 90%, а работникам сферы социального обслуживания и культуры — до 80% от среднереспубликанского уровня.

Замминистра подчеркнула, что необходимо выявлять и предотвращать факты выплаты заработной платы в конвертах. Особое внимание нужно уделить нанимателям, у которых систематически фиксируется выплата зарплаты в незначительных размерах.

БЕЛТА.-0-

Подписывайтесь на нас в

Яндекс.Дзен, Telegram и Viber!

Самые бедные в Беларуси: дети, неполные многодетные семьи и жители сельской местности | Народная Воля

Уровень бедности в Беларуси в 2020-2021 годахФото https://thinktanks.by

  • Ключевыми группами бедных Беларуси являются дети в возрасте до 18 лет, проживающие в семьях с доходом ниже черты бедности, неполные многодетные семьи и жители сельской местности.
  • Об этом говорится в новой работе научного сотрудника Центра экономических исследований BEROC Олега Мазоля «Оценка бедности в Беларуси за 2019 год».
  • В данной работе проведена оценка уровня абсолютной бедности в Беларуси на основе годовых данных Выборочного обследования домохозяйств по уровню жизни за 2019 год.

Региональные процессы

Как показывают расчеты уровень абсолютной бедности в среднем по стране за прошедший год снизился на 2,4 процентных пункта с 23,9% до 21,5%. Помимо уменьшения масштабов абсолютной бедности, произошло также и снижение ее глубины с 5,5% до 4,8%.

Как отмечает Олег Мазоль, в региональном разрезе самые высокие масштабы бедности наблюдаются в Могилевской области, где уровень абсолютной бедности в 2019 году составил 31%. Кроме того, именно у населения Могилевской области наблюдается самая большая глубина абсолютной бедности – 6,9%.

Негативной тенденцией прошедшего года является рост уровня бедности в Минске. Здесь данный уровень вырос с 8,6% до 13,1%, и в Витебской области, где под категорию бедных стали подпадать с 25% до 27% населения. Позитивной тенденцией 2019 года стало существенное снижение бедности в Минской и Гродненской областях – с 25,4% до 17,8% и c 23,1% до 17% населения, соответственно.

Что влияет на бедность

Бедность в Беларуси предопределена демографическим составом домохозяйства.

Анализ факторов бедности показал, что увеличение количества членов домохозяйство повышает вероятность того, что домохозяйство окажется за чертой бедности, также рост риска бедности связан с увеличением количества детей в домохозяйстве.

В частности, ключевыми группами бедных Беларуси остаются дети в возрасте до 18 лет, проживающие в семьях с доходом ниже черты бедности; многодетные семьи – в первую очередь неполные многодетные семьи; и жители сельской местности.

С учетом высокого значения показателя глубины абсолютной бедности можно утверждать, что начавшийся экономический кризис 2020 года будет способствовать резкому увеличению доли бедного населения за счет, в первую очередь, перечисленных выше групп населения.

Бедность также предопределена трудовым статусом членов домохозяйства: работают ли взрослые члены домохозяйства, каково их положение на рынке труда и каковы характеристики локального рынка труда. Главной причиной бедности среди детей являются низкие доходы их родителей.

Для многодетных семей определяющими факторами в период текущего экономического кризиса становятся снижение оплаты труда и потенциальная потеря работы со стороны взрослого, что для неполных многодетных семей автоматически означает абсолютную бедность.

В 2019 году уровень абсолютной бедности среди данной группы домохозяйств составил 59,9% (снизившись по сравнению с 2018 годом на 2,3 п.п.), а глубина бедности – 17,9%.

Высокая вовлеченность взрослых членов семьи в рынок труда помогает избежать бедности: чем выше доля работающих взрослых, тем ниже вероятность бедности.

Для жителей сельской местности главными причинами бедности остаются ограниченные возможности трудоустройства и низкий уровень оплаты труда (в среднем на 20% меньше, чем в городе).

Государственная поддержка

Как пишет Олег Мазоль, государственная политика перераспределения оказывает пока слабое влияние на риск бедности в Беларуси. Неэффективность государственной политики перераспределения подтверждается увеличением риска бедности при увеличении числа детей в домохозяйстве, отмеченное выше.

https://www.youtube.com/watch?v=-YmQGs57Uzg

В этой связи исследователь предлагает улучшить целевую направленность социальных выплат по поддержке уровня потребления наиболее уязвимых групп населения, о повысить эффективность мер поддержки сельхозпроизводителей, которые выступают основными поставщиками рабочих мест в сельской местности. Также, на взгляд автора исследования, необходима реализация мер поддержки спроса на рынке труда как в целом по экономике, так и переход к реализации целевых региональных программ в областях и районах Беларуси, характеризующихся ростом уровня бедности населения.

Поделиться ссылкой:

Какова черта бедности в Беларуси и где самые высокие и низкие зарплаты?

Интересно анализировать официальную статистику Республики Беларусь на фоне пока еще плавного падения экономики и фиксировать важные показатели. Belretail.by обратил внимание на основные показатели, которые проясняют ситуацию о перспективах развития потребительского поведения граждан нашей страны.

Важные цифры:

9 миллионов 397,8 тысячи человек – население Республики Беларусь на 1 апреля 2020 г.

4314,5 тыс. человек – количество работающих беларусов.

  • 1285 BYN – номинальная начисленная средняя заработная плата работников в Республике Беларусь в октябре 2020 г.
  • 4219,1 BYN – самая высокая номинальная начисленная среднемесячная заработная плата приходится на сферу «Информация и связь».
  • 319,5 тысячи беларусов находятся за чертой бедности.
  • 72,3% расходов беларусов приходится на потребительские расходы.

Согласно официальным данным, номинальная начисленная средняя заработная плата работников в Республике Беларусь в октябре 2020 г. составила 1285 рублей. Напомним, что в эту статистику входят показатели пока еще работающего ПВТ, чиновников и силовых структур.

Количество работающих беларусов (занятых в экономике) в октябре 2020 г. составило 4314,5 тыс. человек.

Важно понимать, что номинальная начисленная среднемесячная заработная плата очень разнится в зависимости от сферы деятельности.

Виды экономической деятельности Номинальная з/п, руб.
Сельское, лесное и рыбное хозяйство 941,3
Промышленность 1361,9
Строительство 1442,4
Транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность 1235,9
Услуги по временному проживанию и питанию 829,9
Информация и связь 4219,1
Финансовая и страховая деятельность 1737,6
Операции с недвижимым имуществом 1045,9
Профессиональная, научная и техническая деятельность 1604,8
Деятельность в сфере административных и вспомогательных услуг 836,2
Образование 867,5
Здравоохранение и социальные услуги 1132,8
Творчество, спорт, развлечения и отдых 934,2
Предоставление прочих видов услуг 898,2
Всего 1285,0
Читайте также:  Когда откроют границы Молдовы с Россией и Украиной в 2021 году: правила въезда во время коронавируса

Данные портала myfin.by

Как оценивать уровень жизни беларусов?

Портал TUT.by со ссылкой на Белстат сообщает, что согласно данным выборочного обследования домохозяйств по уровню жизни в третьем квартале 2020 года за чертой бедности в Беларуси находится 3,4% населения страны. Этот показатель остается практически неизменным на протяжении всего года.

В III квартале 2020 г. располагаемые ресурсы в расчете на домашнее хозяйство составили 1535,5 рубля в месяц, в том числе в городах и поселках городского типа – 1638,4 рубля в месяц, в сельских населенных пунктах – 1262,3 рубля в месяц.

К малообеспеченным относятся те, чьи среднедушевые располагаемые ресурсы не дотягивают до бюджета прожиточного минимума (на данный момент — 258,11 рубля).

Среднедушевой ресурс (доход) — общий объем доходов, разделенный на численность населения. При расчете доходов на душу населения учитываются все граждане, в том числе безработные, пенсионеры, несовершеннолетние.

Среднедушевые доходы нужно отличать от средних зарплат.

Согласно данным последней переписи населения, численность жителей в стране на 1 апреля 2020 г. составляла 9 миллионов 397,8 тысячи человек. Это означает, что за чертой бедности в третьем квартале находилось примерно 319,5 тысячи человек.

Денежные расходы в расчете на домашнее хозяйство составили 1462 рубля в месяц, из которых 1057,8 рубля (72,3%) приходится на потребительские расходы.

В структуре потребительских расходов домашних хозяйств доля расходов на питание составила 37,9%, на покупку непродовольственных товаров – 35,9%, на оплату услуг – 23,5%.

Больше всего доля живущих за чертой бедности — среди семей с детьми до 18 лет. Там малообеспеченных 7%. Среди домохозяйств без детей доля живущих за чертой бедности составила 1,5%, среди домохозяйств из одного человека — 1,1%.

Среди регионов больше всего малообеспеченных в Гомельской области — 4,8% населения, а меньше всего — в Минске, 0,9%.

Доля жителей Беларуси за чертой бедности по регионам

(в процентах населения)

Уровень бедности в Беларуси в 2020-2021 годах

Поделиться в социальных сетях:

Белорусы за чертой бедности: лишь 11% получают больше "заветных пятисот"

https://sputnik.by/20201216/Belorusy-za-chertoy-bednosti-lish-11-poluchayut-bolshe-zavetnykh-pyatisot-1046407405.html

Белорусы за чертой бедности: лишь 11% получают больше «заветных пятисот»

Белорусы за чертой бедности: лишь 11% получают больше «заветных пятисот»

Более 40% населения страны имеет в распоряжении ежемесячно не более 500 рублей, а за чертой бедности в республике проживает 4,8% населения. 16.12.2020, Sputnik Беларусь

  • 2020-12-16T12:06+0300
  • 2020-12-16T12:06+0300
  • 2021-07-05T18:33+0300

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdn11.img.sputnik.by/img/104228/15/1042281526_0:156:1920:1242_1920x0_80_0_0_4fd9280f91840b3953bce1a7b377120a.jpg

новости беларуси

Sputnik Беларусь

  1. media@sputniknews.com
  2. +74956456601
  3. MIA „Rosiya Segodnya“

2020

Sputnik Беларусь

  • media@sputniknews.com
  • +74956456601
  • MIA „Rosiya Segodnya“

Новости

ru_BY

Sputnik Беларусь

  1. media@sputniknews.com
  2. +74956456601
  3. MIA „Rosiya Segodnya“

https://cdn11.img.sputnik.by/img/104228/15/1042281526_0:74:1920:1280_1920x0_80_0_0_5641e965bcea743023cceaf799492ebc.jpg

Sputnik Беларусь

  • media@sputniknews.com
  • +74956456601
  • MIA „Rosiya Segodnya“

Sputnik Беларусь

  1. media@sputniknews.com
  2. +74956456601
  3. MIA „Rosiya Segodnya“

наука и технологии, экономика , новости беларуси

12:06 16.12.2020 (обновлено: 18:33 05.07.2021)

Более 40% населения страны имеет в распоряжении ежемесячно не более 500 рублей, а за чертой бедности в республике проживает 4,8% населения.

МИНСК, 16 дек – Sputnik. Ежемесячный доход более 1 тысячи белорусских рублей в республике имеют только 11,1% граждан, об этом свидетельствуют данные Национального статистического комитета республики за III квартал 2020 года.

Больше 1 тысячи рублей в Минске зарабатывает 23,6% населения. В столичной области этот показатель равен 13,8%. Затем идет Гродненская (7,7%), Гомельская (7,2%), Брестская (7%) и Витебская области (6,3%). Самым бедным регионом названа Могилевская область – 5,5%.

За чертой бедности в республике проживает 4,8% населения. Это значит, что они располагают ресурсами, ниже прожиточного минимума (258,11 рубля). В белорусской столице их число равняется 0,9%, а в Брестской и Гомельской областях больше всего – 6,8%.

  • В республике до 500 рублей в месяц получает 42,1% населения.
  • В Министерстве экономики Беларуси ранее заявляли о том, что в 2021 году уровень безработицы в стране не должен подняться выше 4,4%, а доходы населения в номинальном выражении увеличатся на 7%.

Чем больше детей у белорусов, тем выше риск бедности

Власти провели обследование населения по уровню жизни. Оказалось, что дети значимо влияют на материальное благосостояние семьи.

Каждый квартал статорганы проводят выборочное обследование населения по уровню жизни. Обследование называется выборочным, так как в нем участвуют не все 9,3 млн жителей страны, а лишь некоторая небольшая часть.

Выборку из нескольких тысяч домашних хозяйств подбирают по итогам переписи. Так достигается соответствие выборки структуре населения и переносимость результатов на всех белорусов.

Домашнее хозяйство — это человек или группа людей, которые живут совместно, обеспечивают себя необходимым для жизни и полностью или частично объединяют свои средства. В бытовой лексике аналогом домашнего хозяйства можно назвать семью.

Каждое домашнее хозяйство располагает какими-то ресурсами. В условиях Беларуси 2021 года ресурсы примерно на 95% состоят из денег. На оставшиеся 5% формируют продукты питания из подсобного хозяйства и натуральные льготы.

Эти ресурсы можно считать на все домашнее хозяйство или на человека. Во 2 квартале 2021 года в среднем по Беларуси ресурсы на члена домашнего хозяйства составили 747 BYN в месяц.

В городах и поселках городского типа средние ресурсы на человека достигли 775 BYN, в сельской местности — 654 BYN. При этом на селе доля продуктов из подсобного хозяйства составила 7,5%, а за пределами села — только 2,6%.

Уровень ресурсов на человека существенно меняется при разном количестве детей до 18 лет в домашнем хозяйстве. Действует общее правило: чем меньше детей, тем выше уровень душевых ресурсов.

Сравните: в домохозяйствах без детей ресурсы на человека составили 839 BYN в месяц, с 1 ребенком — 716 BYN, с 2 детьми — 591 BYN, с 3 и более детьми (многодетные) — 452 BYN.

Не случайно среди многодетных наиболее высокий уровень малообеспеченных домашних хозяйств. Если в среднем по стране этот уровень равен 2,7%, то в домохозяйствах без детей — 1,2%, с 1 ребенком — 4,2%, с 2 детьми — 7,8%, с 3+ детьми — 20,9%.

К малообеспеченным относятся домашние хозяйства с ресурсами на человека ниже бюджета прожиточного минимума. Во 2 квартале 2021 года бюджет прожиточного минимума составил 278,5 BYN в месяц.

Около 12,3% многодетных домохозяйств имели ресурсы ниже 250 BYN на человека, еще 13,1% — в пределах 250–300 BYN, 15,4% — в пределах 300–350 BYN, 15,7% — в пределах 350–400 BYN. Вместе перечисленные группы составили более 56% от всех многодетных домохозяйств страны. Значит медианный уровень ресурсов на человека среди многодетных был ниже 400 BYN в месяц.

Конец эксперимента: что стало с белорусской экономикой при Лукашенко

Когда Лукашенко пришел к власти, экономика Беларуси была на дне постсоветского институционального хаоса.

Гиперинфляция, несбалансированный бюджет, свободное падение белорусского рубля, бедность и неспособность государства выполнять свои базовые обязательства — вот такую страну принял первый президент.

Однако худшее было позади: большинство постсоветских и восточноевропейских стран уже набили шишки, наработали опыт системных трансформаций. Прошел первый шок гиперинфляции и обнуления советских вкладов.

Сначала Лукашенко пригласил на ключевые посты мягких рыночников: премьер-министром стал банкир Михаил Чигирь, главой Нацбанка — профессор Станислав Богданкевич.

В 1994–1995 годах они сбили макроэкономический пожар, но затем их программа была отвергнута в пользу традиционных госплановских решений. Молодой президент не доверял столичным интеллектуалам.

Он решил строить то, что знал сам по свой совхозной деятельности.

Первые годы президентства давались Лукашенко с большим трудом. Инфляция оставалась высокой, до стабилизации слабого «зайчика» (так называли белорусский рубль) было далеко, а финансы предприятий поразил кризис неплатежей и бартерных схем.

Если осенью 1995 года была введена в обращение купюра 50 000 белорусских рублей (на тот момент чуть меньше $4,5), то к концу первого президентского срока белорусы увидели купюру достоинством уже 1 млн белорусских рублей. После деноминации 1 января 2000 года она превратилась в тысячерублевую.

Спустя год купюра в 10 000 белорусских рублей стоила меньше $7.

Но к концу 1990-х годов удача не просто улыбнулась Лукашенко, а крепко и надолго его обняла.

Воспользовавшись российским дефолтом 1998 года, белорусские производители активно работали по бартерным, зачетным схемам по поставкам электроэнергии: «Газпром» и РАО «ЕЭС России» поставляли в Беларусь свои товары и услуги, а в качестве оплаты через сеть коммерческих структур получали товары ее предприятий по заниженным ценам — это шло в зачет долгов страны за поставки энергоресурсов. Номенклатурно-силовые группы Беларуси и России осваивали «серые» и полулегальные схемы поставки импортных товаров в Россию через территорию Беларуси. Именно они стали главными выгодополучателями долгоиграющей интеграции наших стран. «Нефтяное проклятие» России и Беларуси для них стало нефтяным благословением. Белорусские НПЗ перерабатывали дешевую российскую нефть, а затем через нефтетрейдеров Беларуси и России продавали нефтепродукты в Европу по рыночным ценам.

С 1994 по 2005 год Беларусь удвоила ВВП в долларовом выражении с $15,11 млрд до $30,22 млрд.

Читайте также:  Двойное гражданство россия и казахстан: можно ли его получить в 2021 году

Такой успех был обеспечен в основном за счет восстановления поставок белорусских товаров на российский рынок, прежде всего продукции машиностроения, химической промышленности, металлов и, конечно, удобрений, а также за счет экспорта нефти и нефтепродуктов в Европу в первой половине 2000-х годов.

Затем в стране наступил уникальный период: всего за три года ее ВВП вновь удвоился — до $60,8 млрд в 2008 году. В среднем без проведения рыночных реформ, при доминировании госсектора и в режиме торгового протекционизма экономика Беларуси в 2000-е годы росла на 7% в год.

Беларуси повезло сразу на нескольких критически важных направлениях. Вместе с Россией она получила значительную выгоду от торговли энергоресурсами. Практически не имея своей нефти, она превратилась в нефтяной эмират: нефтегазовый интеграционный грант со стороны России в отдельные годы достигал 15% ВВП.

Одновременно резко вырос глобальный спрос на товары традиционного белорусского экспорта — удобрения, металлы, химические товары, транспортные средства, продовольствие.

Крупные государственные промышленные заводы в режиме щедрых государственных преференций и дешевых ресурсов обновили производственные мощности и быстро поднялись на волне регионального и мирового бума.

Эти предприятия также оказались бенефициарами высокой инфляции, поскольку могли кредитоваться в белорусских рублях по искусственно заниженным ставкам.

В 1994-2000 годах цены в Беларуси росли в среднем на 520% в год, с 1994 по 2019 год включительно ее экономика входила в топ-20 самых неблагополучных в мире по инфляции.

Доступ к дешевым рублевым кредитам под 3–10% годовых — при инфляции в 7–10 раз выше — имело и белорусское правительство. Таким образом и сами власти, и их коммерческие фавориты оказались бенефициарами высокого инфляционного налога.

Однако к концу 2000-х годов традиционные источники экономического роста Беларуси на старой технологической базе и сырьевой основе истощились. Великая рецессия мировой экономики ускорила накопление токсичных активов и структурных диспропорций.

Вместо того чтобы сформировать за счет нефтяного экспорта резервный фонд, белорусские власти решили сделать ставку на сохранение традиционной структуры производства и проведение широкомасштабной государственной программы промышленной модернизации в расчете на быстрой рост спроса, в первую очередь российского.

Но попытка реанимировать экономику провалились: ни одно из модернизированных предприятий не вышло на запланированную траекторию развития и не вернуло взятые кредиты. Они превратились в хронических бюджетных иждивенцев.

С учетом нулевого роста ВВП в 2020 году (весьма оптимистичный прогноз), среднегодовые темпы роста белорусской экономики в 2010-2020 годы составят менее 0,9%. ВВП страны в долларовом выражении в этом году будет меньше, чем в 2010-м ($53-55 млрд против $56,9 млрд). Доля Беларуси в мировой экономике в 2019 году, как и в 1995-м, оставалась на уровне 0,07%.

Страна, как и 20 лет назад, примерно в пять раз отстает от стран ЕС по производительности труда. Предполагалось, что политика полной занятости, тотального контроля рынка труда и борьба с «тунеядцами» (наказание за отсутствие трудоустройства) стимулируют создание новых, качественных рабочих мест.

Но сегодня само правительство Беларуси признается, что лишь 7% вновь создаваемых рабочих мест высокопроизводительные. И даже это заслуга не власти, в динамичного IT-сектора, который в Беларуси пользуется широкими налоговыми льготами и либеральным режимом ведения бизнеса.

В других секторах экономики Беларусь, как Вьетнам или Бангладеш, стала страной, которая привлекает инвесторов дешевой рабочей силой.

В 2019 году Беларусь обеспечивала всего 0,17% мирового товарного экспорта ($32,93 млрд). Ее доля с 1995 года стабильно варьировала в пределах 0,1–0,17%. Больше всего страна экспортировала в 2012 году — на сумму $46,1 млрд.

В этом году экспорт товаров прогнозируется на уровне почти вдвое меньшем, около $24 млрд. Структура и география белорусских поставок практически не меняются и сильно зависят от режима и условий торговли энергетическими товарами.

Несмотря на многочисленные декларации о диверсификации экспорта, почти половина внешней торговли, как и в 1995 году, приходится на Россию.

Лукашенко принял страну практически без долгов. К концу его первого срока, на 1 января 2001 года, валовой внешний долг страны вырос до $2,1 млрд, или 16% ВВП.

На начало 2020 года внешний долг по всем секторам экономики составил $40,75 млрд, в том числе госдолг — $29,64 млрд, или 46,9% ВВП.

А с учетом внутреннего совокупный долг Беларуси вплотную приблизился к $45 млрд (71,1% ВВП) — ;и это до произошедшей в этом году девальвации.

При этом правительство не может отказать себе в инвестиционных и потребительских расходах. Оно живет в долг, на обслуживание которого тратит ежегодно 8-10% ВВП.

Только за первое полугодие 2020 года общий государственный долг Беларуси вырос на $3,3 млрд, или на 17,5%.

А за все время правления первого белорусского президента госдолг увеличился в 64,4 раза при росте ВВП в долларовом выражении лишь в 4,8 раза.

Но ничто из перечисленного не заставило белорусские власти пересмотреть экономическую политику. Во время президентской кампании 2020 года Лукашенко пообещал в 2021-2025 годах делать еще большую ставку на советские методы планирования, инвестирования и управления.

Шестая пятилетка грозит стать для него роковой. Очередной социалистический авторитарный эксперимент близится к завершению, с предсказуемым результатом.

Всё как описал великий обществовед Людвиг фон Мизес в книге «Социализм» в 1922 году: «Даже ангелы, если наделить их только человеческим разумом, не смогли бы создать социалистическое общество».

К сожалению, как для Лукашенко, так и для большинства сторонников государства всеобщего интервенционизма, этот труд по-прежнему находится в тени работ Карла Маркса и его учеников.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Уровень бедности снизился в Беларуси

Уровень абсолютной бедности в Беларуси за 2019 год в среднем по стране снизился с 23,9% до 21,5%. Помимо снижения масштабов абсолютной бедности, произошло также и снижение ее глубины с 5,5% до 4,8%, констатируется в работе научного сотрудника Центра экономических исследований BEROC Олега Мазоля.

  • Как отметил экономист в своей работе, самые высокие масштабы бедности – в Могилевской области, где уровень абсолютной бедности составил 31,0%.
  • Кроме того, именно у населения Могилевской области наблюдается самая большая глубина абсолютной бедности – 6,9%.
  • Исследователь обращает внимание, что рост бедности наблюдался в столице (с 8,6% до 13,1%) и в Витебской области (с 25,0% до 27,0%).

Олег Мазоль называет причины негативной тенденции по росту бедности населения в Минске. По его мнению, во многом это обусловлено именно опережающим ростом цен и повышением стоимости жизни.

«Позитивной тенденцией 2019 года стало существенное снижение бедности в Минской и Гродненской областях – с 25,4% до 17,8% и c 23,1% до 17,0% населения, соответственно», – отмечается в работе.

Кто в группе риска?

Автор исследования обратил внимание, что на формирование рисков бедности в Беларуси влияют демографические факторы. Так, риск бедности увеличивается с увеличением числа детей в домохозяйстве.

Наиболее уязвимые группы – многодетные семьи с детьми и дети в возрасте до 18 лет. Также чаще городских оказываются в числе бедных сельские жители.

  1. Бедность также предопределена трудовым статусом членов домохозяйства: работают ли взрослые члены домохозяйства, каково их положение на рынке труда и каковы характеристики локального рынка труда.
  2. Как пояснил Олег Мазоль в своей работе, основной причиной бедности среди детей являются низкие доходы их родителей.
  3. Для многодетных семей определяющими факторами в период текущего экономического кризиса становятся снижение оплаты труда и потенциальная потеря работы со стороны взрослого.
  4. Для жителей сельской местности главными причинами бедности остаются ограниченные возможности трудоустройства и низкий уровень оплаты труда (в среднем на 20% меньше, чем в городе).
  5. Что нужно сделать?
  6. Олег Мазоль указывает, что государственная политика перераспределения пока не оказывает влияния на риск бедности в Беларуси.
  7. «Система социальных выплат должна играть важную роль в сокращении бедности, однако в настоящее время в Беларуси она реализуется неэффективно, – подчеркнул эксперт BEROC.
  8. Многие действительно нуждающиеся остаются без помощи государства, также идет снижение стимулов к работе.
  9. В связи с этим, необходимо  усилить целевую направленность социальных трансфертов по поддержке уровня потребления наиболее уязвимых групп населения: детей, многодетных семей и жителей сельской местности.

В BEROC рекомендуют также принять меры, направленные на поддержку спроса на рынке труда, в долгосрочной перспективе нужны меры, направленные на преодоление несоответствия спроса и предложения на рынке труда. Это означает стремление к увеличению инвестиций в человеческий капитал и образование вместо ориентации на масштабные и, как правило, неэффективные госинвестиции.

Источник: ej.by

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *