Входит ли Россия в ЕС в 2021 году

На данной странице вы можете узнать полный список стран ЕС, входящих в состав на 2017 год.

Первоначальной целью создания Евросоюза было соединение угольных и сталелитейных ресурсов всего лишь двух стран Европы – Германии и Франции.

В 1950 году нельзя было даже предположить, что спустя определенное время Европейский союз станет уникальным интернациональным образованием, объединившим 28 европейских государств и сочетающим в себе признаки международной организации и суверенной державы.

В статье описано, какие страны являются членами Евросоюза, сколько на данный момент полноправных участников ЕС и кандидатов на вступление.

Что такое Евросоюз

Входит ли Россия в ЕС в 2021 году

Правовое обоснование организация получила значительно позже. Существование международного союза было закреплено Маастрихтским соглашением в 1992 году, вступившим в законную силу в ноябре следующего года.

Задачи Маастрихтского договора:

  1. Создание международного объединения с тождественными экономическими, политическими и валютными направлениями в развитии;
  2. Создание единого рынка посредством создания условий для беспрепятственного передвижения продуктов производства, услуг, и других товаров;
  3. Регулирование вопросов, касающихся охраны и защиты окружающей среды;
  4. Снижение уровня преступности.

Основные последствия заключения договора:

  • введение единого европейского гражданства;
  • отмена режима паспортного контроля на территории стран, входящих в состав ЕС, предусмотренная Шенгенским соглашением;

Хотя юридически ЕС совмещает в себе свойства международного образования и независимого государства, фактически он не принадлежит ни к одному, ни к другому.

Сколько стран-участниц ЕС в 2017 году

Входит ли Россия в ЕС в 2021 году

Сегодня в состав Европейского союза входит 28 стран, а также ряд автономных областей, находящихся в подчинении основных членов ЕС (Аландские острова, Азорские острова и т. д.). В 2013 году было произведено последнее вхождение в состав Европейского союза, после которого участницей ЕС стала и Хорватия.

Это важно знать:  Если есть судимость, можно ли выехать заграницу?

Членством Евросоюза обладают следующие государства:

  1. Хорватия;
  2. Нидерланды;
  3. Румыния;
  4. Франция;
  5. Болгария;
  6. Люксембург;
  7. Италия;
  8. Кипр;
  9. Германия;
  10. Эстония;
  11. Бельгия;
  12. Латвия;
  13. Великобритания;
  14. Испания;
  15. Австрия;
  16. Литва;
  17. Ирландия;
  18. Польша;
  19. Греция;
  20. Словения;
  21. Дания;
  22. Словакия;
  23. Швеция;
  24. Мальта;
  25. Финляндия;
  26. Португалия;
  27. Венгрия;
  28. Чехия.

Вступление в ЕС стран, которые вмещает данный список, проходило в несколько этапов.

На первом этапе в 1957 году в состав образования вошло 6 европейских государств, в 1973 – три страны, в числе которых и Великобритания, в 1981 году участницей союза стала только Греция, в 1986 – Королевство Испания и Португальская республика, в 1995 – еще три державы (Королевство Швеция, Австрийская республика, Финляндия).

Особо плодотворным оказался 2004 год, когда членство ЕС получило 10 европейских стран, в числе которых Венгрия, Кипр и другие экономически развитые государства. Последние расширения, в результате которых количество членов ЕС увеличилось до 28, были осуществлены в 2007 (Румыния, Республика Болгария) и 2013 годах.

Довольно часто у россиян возникает вопрос: «Входит Черногория в Евросоюз или нет?», поскольку валюта страны – евро. Нет, на данный момент государство находится на стадии переговоров по вопросу вхождения.

С другой стороны, существует ряд стран, которые являются членами ЕС, но используемая на их территории валюта не евро (Швеция, Болгария, Румыния и др.) Причина в том, что данные государства не входят в зону евро.

Какие требования к кандидатам на вступление

Чтобы стать участником организации, необходимо соответствовать требованиям, список которых отображен в соответствующем нормативно-правовом акте, получившем название «копенгагенские критерии». Этимология документа продиктована местом его подписания. Документ был принят в городе Копенгагене (Дания) в 1993 году во время заседания Европейского Совета.

Список основных критериев, которым должен соответствовать кандидат:

  • применение на территории страны принципов демократии;
  • человек и его права должны быть на первом месте, то есть государство должно придерживаться принципов верховенства права и гуманизма;
  • развитие экономики и повышение ее конкурентоспособности;
  • соответствие политического курса страны целям и задачам всего Европейского союза.

Это важно знать:  Если есть судимость, можно ли выехать заграницу?

Кандидаты на вступление в состав ЕС, как правило, подвергаются тщательной проверке, в результате чего выносится соответствующее решение.

В случае отрицательного ответа, стране, получившей отрицательный ответ, предоставляется перечень причин, на основании которых было принято именно такое решение.

Несоответствия копенгагенским критериям, которые выявляются во время проверки кандидата, необходимо устранить как можно быстрее, чтобы получить возможность на членство в ЕС в будущем.

Официальные заявленные кандидаты на членство в Евросоюзе

Входит ли Россия в ЕС в 2021 году

Сегодня в статусе кандидатов на вступление в Европейский союз пребывают следующие ассоциированные члены ЕС:

  • Турецкая республика;
  • Республика Албания;
  • Черногория;
  • Республика Македония;
  • Республика Сербия.

Правовое состояние Боснии и Герцеговины, Республики Косово – потенциальные кандидаты.

Заявление на членство Сербия подала в декабре 2009 года, Турция — 1987 году. Следует отметить тот факт, что, если Черногория, подписавшая в 2010 году соглашение об ассоциации, станет членом ЕС, для россиян это может обернуться введением визового режима и, возможно, закрытием границ балканского государства.

Несмотря на стремление большинства стран стать членами международной организации, существуют и такие, какие выявляют желание выйти из него. Красочным примером может быть Англия (Великобритания), заявившая о возможности выхода в январе нынешнего года.

Желание британцев обусловлено наличием ряда причин, в числе которых долговой кризис Греции, снижение уровня конкурентоспособности продукции стран, входящих в ЕС, на мировом рынке и прочие обстоятельства.

Провести референдум по поводу выхода из Евросоюза Великобритания планирует в 2017 году.

Процесс выхода из состава ЕС регламентируется пунктами Лиссабонского договора, который имеет законную силу и действует с декабря 2009 года.

Следующая

Это важно знать:  Если есть судимость, можно ли выехать заграницу?

Cписок стран, которые входят в состав Евросоюза в 2021 году

Что представляет собой Евросоюз сегодня?

Евросоюз является объединением 28 европейских государств. Они создали общее экономическое и политическое пространство. Девиз Евросоюза «Согласие в многообразии», что подразумевает общую работу на общеевропейское благо и процветание. При этом большое разнообразие культурных традиций, языков позитивно влияет на этот процесс.

История создания

Идею создания «Соединенных штатов Европы» в послевоенное время озвучивал еще Уинстон Черчилль. Отцами-основателями Европейского союза также считают первого канцлер ФРГ Конрада Аденауэра, люксембургского политика Джозефа Беха, премьер-министра Италии Алсиде Де Гаспери и других известных европейских политиков.

Годом создания прообраза Евросоюза считают 1951, когда по плану Шумана (министра иностранных дел Франции) было создано «Европейское объединение угля и стали». Соглашение подписали Бельгия, Франция, ФРГ, Италия, Люксембург и Нидерланды.

Положительный опыт совместного регулирования двух отраслей привел к созданию в 1957 году «Европейского экономического союза». Название «Европейский союз» (сокращенно Евросоюз или ЕС) появилось после подписания в 1992 году Маастрихтского договора 12 странами.

Постепенно к нему присоединились другие государства западной, а позже восточной Европы.

Входит ли Россия в ЕС в 2021 годуКарта стран Евросоюза

Что такое Еврозона? Кто в нее входит?

В 1999 году ЕС перешла к четвертой стадии экономической интеграции. После зоны свободной торговли, общего рынка, таможенного союза начал действовать валютный союз. В него вошли 19 стран ЕС, которые и образовали зону с единой валютой евро.

К Еврозоне официально по договору присоединились не входящие в ЕС Ватикан, Андорра, Монако, Сан-Марино. Без договора евро используют Косово и Черногория. В то же время Великобритания и Дания пока отказались от евро, а 7 стран Евросоюза (Чехия, Болгария, Хорватия, Венгрия, Польша, Румыния, Швеция) обещали ввести общую валюту в будущем.

Какие страны входят в Евросоюз в 2021 году?

По состоянию на конец 2021 года в ЕС входят (сортировка по году вступления):

  • C 1958 года — Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург;
  • С 1973 года — Дания, Ирландия, Великобритания;
  • С 1981 года — Греция;
  • С 1986 года — Португалия и Испания;
  • С 1995 года — Австрия, Финляндия, Швеция;
  • С 2004 года — Кипр, Чешская Республика, Польша, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Словения, Мальта, Словакия;
  • С 2007 года — Болгария и Румыния;
  • С 2013 — Хорватия.

Входит ли Россия в ЕС в 2021 годуФлаги стран, входящих в Евросоюз

Справедливости ради стоит отметить, что Великобритания готовит процедуру выхода из Евросоюза.

Что нужно для вступления в Евросоюз? Основные требования

Вступление в ЕС достаточно сложная процедура. Страна-претендент должна удовлетворять «копенгагенским критериям», а именно иметь рыночную экономику, верховенство законов, стабильную демократию. Одним из важных условий является также принятие всего законодательства Евросоюза, в том числе переход на евро.

Каждая страна, подавшая заявку на членство в ЕС, подвергается изучению специальной Комиссией. Если претендент удовлетворяет «копенгагенским критериям», начинаются переговоры об интеграции. В противном случае даются рекомендации о проведении реформ.

Какие страны могут войти в состав Евросоюза в будущем?

На финальном этапе вхождения в ЕС (интеграции евронорм в национальное законодательство) находятся:

  • Албания;
  • Черногория;
  • Сербия;
  • Турция;
  • Македония.
Читайте также:  Работа и вакансии в риге для русских в 2021 году: средняя зарплата в столице латвии

К потенциальным кандидатам, пока не выполнившим рекомендации Евросоюза, относятся Босния и Герцеговина, Косово.

Какие государства имеют членство в Евросоюзе в 2021 году

Какие страны входят в Европейский Союз в 2021 году

Основная идея при создании Европейского союза (ЕС, Евросоюз) в 1951 году (тогда Европейского объединения угля и стали) заключалась в организации единой платформы для торгового и экономического сотрудничества 6 государств без риска военных действий со стороны друг друга.

Собственно Евросоюз закреплен юридически при подписании Маастрихтского договора уже 12 государствами в 1992 году. Страны, входящие в ЕС, независимы, но при этом подчиняются общим законам, касающимся образования, медицинского обслуживания, пенсионной, судебной и других систем.

Определение и цели деятельности Европейского союза

Евросоюз – это уникальная организация, интегрирующая европейские государства, подписавшие договор о вступлении, с целью улучшения жизни их граждан во всех сферах общественной жизни.

Цели деятельности ЕС в разных сферах:

  1. Права и свободы человека:
  • содействие сохранению мира и благосостояния народов;
  • обеспечение гражданам свободы, безопасности и законности;
  • продвижение и защита своих интересов в отношениях с другими странами.
  • создание общего внутреннего рынка;
  • поддержание здоровой конкуренции;
  • социально-ориентированная рыночная экономика;
  • содействие занятости населения;
  • социальный прогресс;
  • повышение качества окружающей природной среды;
  • научно-технический прогресс.
  • борьба с дискриминацией, в том числе гендерной;
  • социальная защита населения;
  • обеспечение справедливости;
  • защита прав детей.

Если страны-основатели ЕС были нацелены в основном на создание общего рынка стали и угля, что решило бы проблемы занятости населения в этих отраслях и повысило эффективность производства, то на сегодня устремления Евросоюза значительно расширились.

Евросоюз призван обеспечить максимальную сплоченность и солидарность стран содружества в плане экономического развития, территориальной организации и социального порядка.

Страны-участники ЕС обязаны уважать богатство и разнообразие национальных культур друг друга, а также обеспечивать защиту объектов общеевропейского культурного наследия.

Перечень стран Евросоюза на 2021 год

С момента подписания Маастрихтского договора идет процесс активного развития Евросоюза: увеличивается количество стран-участниц, вводится единая европейская валюта, вносятся изменения в договоры. Чтобы узнать о том, сколько стран в ЕС на 2021 год, нужно проанализировать количество стран, присоединившихся к 12 государствам ЕС после 1992 года:

  • 1995 год – плюс 3 страны (Австрия, Финляндия, Швеция);
  • 2004 год – плюс 10 стран (Чехия, Венгрия, Польша, Словакия, Словения, Эстония, Латвия, Литва, Кипр, Мальта);
  • 2007 год – плюс 2 страны (Болгария, Румыния);
  • 2013 год – плюс 1 страна (Хорватия).

Таким образом, количество стран в ЕС в 2021 году составляет 28.

Говоря о том, какие страны входят в состав ЕС, кроме перечисленных выше, назовем следующие:

  • Германия;
  • Бельгия;
  • Италия;
  • Люксембург;
  • Нидерланды;
  • Франция;
  • Великобритания;
  • Дания;
  • Ирландия;
  • Греция;
  • Испания;
  • Португалия.

На территории стран Евросоюза принята стандартизированная система законов, создан общий рынок, отменен паспортный контроль в пределах Шенгенской зоны, которая включает также и некоторые другие страны Европы, не входящие в ЕС.

Все страны-члены ЕС обязаны согласовывать свои политические решения с другими участниками союза. Денежная валюта Евросоюза – евро. На сегодняшний день 19 государств ЕС ввели евро в обращение, образовав тем самым единую еврозону.

Экономика Евросоюза: особенности и принципы функционирования

Экономику Евросоюза составляют экономические системы всех 28 стран-участниц, уровень которых существенно разнится. При этом более слабые государства поддерживаются за счет эффективного перераспределения средств и ресурсов между странами.

Это происходит через общую казну, в которую каждое государство вносит свою долю средств в зависимости от объема внутреннего валового продукта (ВВП). Такая политика – один из главных принципов функционирования ЕС (принцип кохезии или сплоченности).

С одной стороны, такая координация экономики способствует социальной интеграции на рынке труда, предотвращает безработицу и уменьшает ее, устраняет региональный дисбаланс в Евросоюзе, с другой – может приводить к обострению и взаимным обвинениям стран-доноров и реципиентов.

Так, наиболее развитые страны-доноры ЕС, то есть вложившие в казну больше средств, чем оттуда получившие, которыми в 2015 году стали Германия, Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Дания, Австрия и Кипр, были недовольны тем, что новые участники Союза фактически живут за их счет. Этот факт, а также увеличение дешевой рабочей силы, прибывающей из стран Восточной Европы, явились одними из главных причин намерения Великобритании выйти из состава ЕС.

Выход Великобритании из ЕС: ситуация на 2021 год

Brexit (от двух слов: Br – Britain – Британия, exit – выход), который был активирован Великобританией во время референдума касательно членства страны в Европейском союзе в 2016 году, ожидается в 2019-2020 годах. Два года отведено на переходной период, поэтому в 2021 году Британия все еще числится активным членом ЕС.

Возможные последствия Брекзит

В мировом масштабе Брекзит может негативно сказаться на наполнении фонда официальной помощи на цели развития (ОПР), так как вклад Британии в бюджет ЕС уменьшится, а Евросоюз – это четвертый по величине донор в мире в ОПР.

Из-за ограничений в свободе перемещения и торговли после выхода Великобритании из ЕС будет нанесен ущерб британскому финансовому сектору.

Прогнозируемые причины этого: проблемы в турбизнесе и отток квалифицированных кадров.

Результатом Брекзит также может стать значительное снижение доходов работающего населения – по мнению экспертов, потери британских семей составят почти полторы тысячи евро ежегодно.

Еще одно возможное последствие Брекзит – отделение Шотландии от Великобритании.

Как известно, еще в 2014 году шотландцы подняли вопрос о выходе из состава Британии, причем голоса за и против разделились тогда почти поровну – 44,7 % и 55,3 % соответственно.

А поскольку Шотландия, в отличие от Англии, намерена оставаться в ЕС, то Брекзит, возможно, форсирует процесс получения ею независимости.

Причины и последствия референдума-2017 в Каталонии

Главная причина современного сепаратизма в Каталонии, одном из самых богатых и развитых регионов Испании, кроется в недовольстве местного правительства и населения распределением средств государственного бюджета. Загвоздка заключается в том, что Каталония платит в общую казну страны значительно больше, чем получает обратно.

Россия входит в евросоюз или нет 2021 год | Правда закона

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Россия входит в евросоюз или нет 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если еще в начале XXI века высказывались какие-то предположения о вхождении России в Европейский союз, то в настоящее время они совершенно не обоснованы. Потому что ни по целям экономическим, ни по политическим мотивам нет у страны заинтересованности стать частью ЕС. Если предположить, что такое вступление случится, то какие выгоды получит российская сторона?

КАКИЕ СТРАНЫ ВХОДЯТ В ЕВРОСОЮЗ

Идея создания Европейского союза возникла на фоне ужасающих последствий Второй мировой войны. Чтобы избежать повторения подобных событий и максимально связать страны друг с другом в экономическом плане в 1950 году министр иностранных дел Франции Роберт Шуман предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Европы.

В результате в 1951 году шесть государств – Франция, Западня Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург – подписали Парижский договор и создали Европейское объединение угля и стали.

Стремительный рост торговых отношений на протяжении 6 лет привел к заключению Римских соглашений 1957 года, которые обусловили формирование Европейского экономического сообщества – основу современного ЕС.

Европейский союз в нынешнем виде был создан на основе Маастрихтского договора, действующего с 1 ноября 1993 года, который привел к возникновению единой европейской валюты – евро. Впоследствии в основные соглашения ЕС вносились изменения в соответствии с договорами, подписанными в Амстердаме (1997), Ницце (2001) и Лиссабоне (2009).

Совокупное население государств–членов ЕС превышает 510 млн человек.

Читайте также:  Работа переводчиком за границей: доступные вакансии в 2021 году

Ранее исключительно экономический союз за годы своего существования превратился в мощное политическое объединение, совместно решающее проблемы безопасности, миграции, изменения климата, здравоохранения, образования и многое другое.

Фундаментальные принципы Евросоюза основаны на едином внутреннем рынке, обеспечивающем свободное перемещение товаров, услуг, денег и людей, в том числе рабочую силу.

Основные ценности ЕС включают верховенство закона, свободу, демократию, равенство, уважение прав и достоинства человека. Функционирование Евросоюза обеспечивают 7 главных учреждений:

  1. Европейский парламент.

  2. Европейский совет.

  3. Европейская комиссия.

  4. Совет Европейского союза.

  5. Суд Европейского союза.

  6. Европейская счетная палата.

  7. Европейский центральный банк.

Несмотря на номинальную независимость каждого члена ЕС и коллективное принятие решений, отдельные страны занимают доминирующее положение в этом объединении.

Например, до 2021 года более половины взносов в общий бюджет Евросоюза приходилось на 4 государства – Германию, Францию, Италию и Великобританию.

Для сравнения совокупная доля Прибалтийских стран – Литвы, Латвии, Эстонии – не превышает 1%. После Brexit ситуация начинает меняться.

Многие страны-участницы ЕС получают немалые средства из общего бюджета на поддержание экономики и социальное развитие, которые существенно превышают размеры первоначальных вкладов. Тем самым частично теряется суверенитет и возможность существенно влиять на важные решения, принимаемые внутри Евросоюза. Политическим и экономическим лидером ЕС на протяжении многих лет считается Германия.

Как уже упоминалось, список стран Евросоюза в 2021 году включает 27 членов. Последнее пополнение состоялось в 2013 году, когда в состав объединения вошла Хорватия. Четыре западноевропейских государства – Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн – не входят в ЕС, но тесно интегрированы в единый экономический рынок и являются участниками Шенгенской зоны.

Для вступления в Евросоюз страна-кандидат должна соответствовать так называемым Копенгагенским критериям, в основе которых заложены демократическое управление государством, соблюдение прав человека, функционирование рыночной экономики и приверженность целям и намерениям ЕС. Право на вхождение в Евросоюз по географическому признаку зафиксировано в статье 49 Маастрихтского договора.

Идею создания «Соединенных штатов Европы» в послевоенное время озвучивал еще Уинстон Черчилль. Отцами-основателями Европейского союза также считают первого канцлер ФРГ Конрада Аденауэра, люксембургского политика Джозефа Беха, премьер-министра Италии Алсиде Де Гаспери и других известных европейских политиков.

Годом создания прообраза Евросоюза считают 1951, когда по плану Шумана (министра иностранных дел Франции) было создано «Европейское объединение угля и стали». Соглашение подписали Бельгия, Франция, ФРГ, Италия, Люксембург и Нидерланды.

Положительный опыт совместного регулирования двух отраслей привел к созданию в 1957 году «Европейского экономического союза». Название «Европейский союз» (сокращенно Евросоюз или ЕС) появилось после подписания в 1992 году Маастрихтского договора 12 странами.

Постепенно к нему присоединились другие государства западной, а позже восточной Европы.

Какие страны входят в Евросоюз в 2021 году — список

В 1999 году ЕС перешла к четвертой стадии экономической интеграции. После зоны свободной торговли, общего рынка, таможенного союза начал действовать валютный союз. В него вошли 19 стран ЕС, которые и образовали зону с единой валютой евро.

К Еврозоне официально по договору присоединились не входящие в ЕС Ватикан, Андорра, Монако, Сан-Марино. Без договора евро используют Косово и Черногория. В то же время Великобритания и Дания пока отказались от евро, а 7 стран Евросоюза (Чехия, Болгария, Хорватия, Венгрия, Польша, Румыния, Швеция) обещали ввести общую валюту в будущем.

Вступление в ЕС достаточно сложная процедура. Страна-претендент должна удовлетворять «копенгагенским критериям», а именно иметь рыночную экономику, верховенство законов, стабильную демократию. Одним из важных условий является также принятие всего законодательства Евросоюза, в том числе переход на евро.

Каждая страна, подавшая заявку на членство в ЕС, подвергается изучению специальной Комиссией. Если претендент удовлетворяет «копенгагенским критериям», начинаются переговоры об интеграции. В противном случае даются рекомендации о проведении реформ.

Ужаснувшись разрушениям Второй мировой войны, Роберт Шуман, глава МИД Франции, выступил с предложением объединения угольной и сталелитейной промышленностей Европы. По его мнению, такой шаг позволил бы максимально связать экономически страны между собой и избежать подобных катастрофических событий в будущем.

В 1951 году шесть стран подписали Парижский договор, ознаменовав создание Европейского объединения угля и стали. В числе подписантов:

  • Франция;
  • Королевство Бельгия;
  • Италия;
  • Западная Германия;
  • Королевство Нидерландов;
  • Великое Герцогство Люксембург.

Благодаря стремительному росту торговых отношений в марте 1957 года были подписаны Римские соглашения, которые заложили фундамент для создания современного Европейского союза. Список дополнили Ирландия и Великобритания. В 1973 году – Датское Королевство, в 1981 году – Греция, в 1986 году – Испания и Португалия.

Основой для создания Европейского союза в современном представлении послужил Маастрихтский договор, заключенный в ноябре 1993 года. На основании договора ввели единую европейскую валюту – Евро.

В 1995 году членство ЕС пополнили Швеция, Финляндия и Австрия. В 2004 году количество участниц увеличилось на 10 стран:

  • Эстония;
  • Чехия;
  • Венгрия;
  • Литва;
  • Латвия;
  • Республика Кипр;
  • Словения;
  • Словакия;
  • Мальта;
  • Польша.

С пополнением к ЕС присоединялись территории, которые политически относятся к стране-участнице, но располагаются вне материка. Франция обогатила организацию Французской Гвинеей, Майоттой, Гваделупой, Мартиникой, Сен-Мартеном, Реюньоном. С Испанией к ЕС присоединились Канарские острова, провинции Сеута и Мелилья. Португалия пополнила объединение Азорскими островами и Мадейрой.

В 1990 году после объединения обеих Германий ГДР автоматически вошла в состав ЕС. Последнее страной-участницей стала Хорватия в 2013 году.

Актуальный список стран ЕС на сегодняшний день

Страна Столица Дата вступления
1. Австрия Вена 01.01.1995г.
2. Бельгия Брюссель

Трансформация или распад? Что ждет Евросоюз в 2021 году

 Евразия ЭкспертЕвразия Эксперт

В начале формирования общего европейского рынка главенствовали идеи безопасности в смысле противодействия возможному новому мировому конфликту. Но с течением времени интеграционное движение стало полагаться на выработанную ЕС определенную социальную модель, которую могут контролировать именно наднациональные власти и именно благодаря принципам верховенства, прямого действия права ЕС и субсидиарности. Эта социальная модель, прежде всего, предлагает гражданам ЕС гарантии дохода и защиты их прав. Именно социальные гарантии, заложенные, в том числе, в экономические проекты (в частности, в проекты региональной и структурной политики ЕС), обеспечивают лояльность граждан и вызывают позитивный настрой населения, которое получает ряд преимуществ благодаря наличию общего рынка, отсутствию границ и защите прав в любой точке ЕС.

Безусловно, социальный компонент напрямую обращен к публике, а значит, оказывается самым мощным инструментом, работающим на привлекательный имидж Союза.

Важно, что именно социальная политика обеспечивает идею солидарности, ведь солидарность может строиться на компромиссе, который гарантируется определенными стандартами. Также солидарность подкрепляется взаимными обязательствами государств.

Помимо этого, социальное сплочение должно быть подкреплено территориальным сплочением, для чего необходимо решать экономические проблемы стран ЕС.

Однако теперь социальная модель вступила в некоторое противоречие с текущими условиями жизнедеятельности, что наносит удар по принципу солидарности, без которого невозможен интеграционный процесс.

Данные условия заключаются в конкретных экономических и финансовых проблемах, углублении экономического разделения, выявлении разных групп стран с отличающимися политическими позициями. Не будем забывать и про разные более ранние кризисы, включая Брекзит, миграционный кризис, угрозы терроризма, кризис еврозоны и другие.

Кроме того, любая организация проходит разные этапы эволюции, и один из ярких примеров этого – смена интеграционных и дезинтеграционных процессов.

Под влиянием коронавируса очевидными стали дезинтеграционные процессы, связанные с отказом от свободного функционирования Шенгенской зоны, с проявлением национальной лояльности в производственной сфере, со спорами об общем бюджете и принципах его распределения, а также о финансовой поддержке в восстановлении экономик и рабочих мест. А это «бьет» именно по гражданам. Таким образом, некоторые нарушения в функционировании социальной модели в 2020 г. начали подтачивать принцип солидарности.

К тому же, так и не удалось решить экономические диспропорции внутри ЕС, и сейчас члены ЕС переживают ярко выраженный спад в разных сферах (демографической, экономической и так далее).

Читайте также:  Правила въезда во вьетнам для россиян в 2021 году в связи с коронавирусом

Не приходится говорить и о сложившейся единой европейской идентичности. Причем, негативные тенденции развиваются на фоне нарастания международных противоречий, роста конкуренции со стороны США, Китая, России.

Да и COVID-19 по-разному повлиял на страны ЕС, став очередным испытанием для него.

Неудивительно, что именно сейчас обострились дискуссии о европейской солидарности и потенциале интеграционного движения.

Здесь следует учитывать, что солидарность не может быть навсегда укоренена в многоформатных обществах, ее необходимо постоянно поддерживать. Наиболее эффективно это делать именно через социальные инструменты.

В ЕС солидарность также часто называют политически обусловленной, так как она связана с форматом взаимодействия государств-участников и процессом достижения компромисса.

Во-первых, коронавирус стал тестом системы управления. Вообще, наднациональной уровень реагирует на определенный круг вопросов и вмешивается в их решение именно в рамках своих полномочий.

Согласно принципу субсидиарности, те проблемы, которые могут быть решены на уровне регионально-локальном или национальном, там и решаются. Выявление сфер влияния национальных и наднациональных институтов – наиболее сложный вопрос.

Довольно часто он порождает конфликты между государствами.

Во-вторых, возникли споры вокруг финансовых и экономических программ. В последнее время нашумели дебаты между Брюсселем, а также Францией, ФРГ, Австрией с одной стороны, и странами Вышеградской группы – с другой стороны. Вопрос финансовой поддержки стран для восстановления экономик вызвал очередной конфликт.

Более того, Польша и Венгрия смогли фактически заставить другие государства отказаться, по крайней мере, на время, от привязки выплат из бюджета ЕС к выполнению государствами принципов права ЕС. Соответственно, «нехватка» демократии в данных странах вполне могла стать инструментом влияния на их правительства, если бы подобный принцип был утвержден.

Однако достигнутый компромисс можно считать неустойчивым, что негативно влияет на систему управления.

Показательно, что даже программы социальной и продовольственной помощи, которые продвигали, например, Германия и Швеция, вызывают недовольство других стран, полагающих необходимым оставить социальные вопросы на усмотрение национальных правительств.

Помимо этого, довольно полярные точки зрения страны ЕС высказывают в отношении политики «кризисной солидарности», проводимой ЕС, так как из нее могут быть исключены государства, которые не заключили соответствующие соглашения.

Аналогичные споры мы наблюдали и в отношении политики ЕЦБ, который выкупал государственный долг стран-членов.

Страны-доноры выступали против автоматического запуска данной программы только в отношении стран, самостоятельно заявляющих о том, что они являются наиболее пострадавшими от коронакризиса.

Не меньшее число вопросов вызывает так называемая бюджетная солидарность, причем дискуссии на этот счет возникали при каждом расширении ЕС, когда выяснялось, что более обеспеченные государства должны выплачивать бо́льшие объемы сумм на поддержку других, менее обеспеченных государств.

Поскольку экономические диспропорции, невзирая на это, не были решены, бюджетная солидарность поставлена по сомнение рядом стран, в частности, Нидерландами и Австрией, но горячо поддерживается всеми странами-новичками, прежде всего странами Вышеградской группы и Прибалтики.

Но готовы ли при этом все эти страны соблюдать бюджетную дисциплину? И тут выясняется, что парадоксальным образом ее не соблюдают и экономики-«старожилы» ЕС, например, Италия и Франция.

А ведь контроль над госдолгом, размер и характер помощи обусловлен тем, что государства проводят все решения наднациональных органов, того же ЕЦБ.

В-третьих, коронавирус, конечно, не был спрогнозирован заранее и связанные с ним положения не были представлены в учредительных договорах ЕС. А сфера здравоохранения сейчас свидетельствует еще об одном кризисе солидарности.

Несмотря на то, что в договоре о функционировании ЕС говорится о сотрудничестве государств для предотвращения бедствий, речь идет не столько о сотрудничестве самих государств, сколько о необходимости вовлекать в него наднациональный уровень.

Ведь реализуется этот аспект благодаря европейскому механизму гражданской защиты. Кроме того, формирование медицинского корпуса, медицинских резервов связаны с деятельностью Брюсселя, а не государств-членов.

При этом собственно сама борьба с пандемией может быть прерогативой именно национальных государств, так как здравоохранение – это их компетенция.

В этих условиях ЕС не может играть руководящую роль и эффективно заставлять государства помогать друг другу. Поэтому чаще мы видим примеры гражданской солидарности и помощи граждан разных стран ЕС друг другу на добровольной основе, нежели примеры взаимодействия государств.

Вспомним, что Франция и ФРГ, например, в начале первой волны даже наложили запрет на поставки медицинского оборудования в Италию.

Да и как их поставлять в условиях закрытых границ, в случае, если бы не было подобных запретов? ЕС ограничился ролью координатора и посчитал необходимым создать резерв оборудования, профинансировать исследования по разработке вакцин.

С одной стороны, страны, которые нуждаются в помощи, неохотно выполняют предписания. С другой стороны, страны, которые могут оказать поддержку, не готовы оказывать ее добровольно, проявляя солидарность.

И та, и другая позиции связаны с национальными интересами и далеки от выполнения взаимных обязательств. Это порождает у граждан ЕС недовольство как национальным уровнем, так и наднациональным.

При этом национальному уровню они не доверяют, вероятно, еще сильнее, чем наднациональному, и вообще периодически высказывают совершенно противоречивые мнения в отношении интеграции. Например, согласно опросу ECFR/YouGov, проведенному в мае 2019 г.

, большинство избирателей опасались, что ЕС может распасться в следующие 10-20 лет; треть избирателей во Франции и Польше и более четверти избирателей в Германии считали, что война между странами-членами ЕС является «реальной возможностью» в ближайшее десятилетие.

При этом коронавирус показал, что без наднационального уровня невозможно решить никакую проблему. Пандемия усилила его роль, а это важно для сохранения интеграции, что показали опросы 2020 г.

В восьми членах Евросоюза среди опрошенных в период с июня по август 2020 г. в среднем 61% заявил, что ЕС хорошо справился с пандемией.

По крайней мере, половина или более респондентов в каждой опрошенной стране одобрили действия Брюсселя.

Итак, ставит ли коронавирус под сомнение потенциал интеграционного движения? У ЕС есть конкретные достижения (Шенген, еврозона), которые благоприятны для граждан. Но для сохранения этих достижений необходима солидарность (в частности, из-за коронакризиса). А именно в такие моменты понятно, что интеграция – это и правда велосипед: он должен ехать, иначе упадет.

Сейчас его движение замедляется, так как не все государства готовы выполнять свои обязательства, что приводит к дефициту доверия стран друг другу.

Важно, что коронавирус – это надолго, принцип свободного передвижения перестает действовать, а государства не готовы доверять друг другу в реализации этого принципа, который является краеугольным в обеспечении лояльности граждан ЕС и интеграции.

Коронакризис, как и другие кризисы до него, показал, что солидарность ЕС неэффективно реализуется, нарастает недоверие участников друг другу. В этом контексте гораздо бо́льшую солидарность государств обеспечивает деятельность наднациональных институтов, и именно они стали теперь самым весомым фактором, обеспечивающим продвижение интеграции.

Пока есть прямые выгоды, государства-бунтари сохранят свое участие в интеграции, но они всегда будут стремиться к получению максимальной выгоды по сравнению с другими государствами.

Это постоянный конфликтный процесс, который пока регулируется согласием государств ядра оплачивать подобные запросы. Дезинтеграция, о которой говорят некоторые страны – это политическая тактика, политика шантажа.

Пока что единство обеспечено экономической мобилизацией «шести экономик-локомотивов» ЕС – ФРГ, Австрии, Дании, Финляндии, Нидерландов и Швеции. А в политическом плане важен союз Германии и Франции.

Однако мы можем предположить, что коронавирус усилит трансформацию ЕС (или его перезагрузку, перегрузку? Вопрос остается открытым). В любом случае, если трансформация не происходит, начинает возобладать тенденция распада. Коронавирус поставил под сомнение Шенген, еврозону, другие направления.

При нем государства все равно будут проводить свои собственные антикоронавирусные мероприятия. И, действительно, меры Швеции, сохранившей свою экономику и теперь помогающей странам, пострадавшим от коронавируса, сильно отличались от итальянских.

И пока действует коронавирус, он влияет на дезинтеграцию функционально, технически, экономически, финансово, политически и даже психологически.

Наталья Еремина, доктор политических наук, профессор СПбГУ

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *